В России начали появляться зачатки гражданского общества. С такими громкими заявлениями выступили многие наблюдатели после того, как 28 апреля выполнять свои рабочие обязанности отказались 14 локомотивных бригад Ярославского и Горьковского направления МЖД. Пока железнодорожники требуют повышения заработанной платы - тысячи жителей Подмосковья не могут добраться на свои рабочие места. Лидеры забастовщиков уверены, что их акция возымеет плоды.
Конечно, акция железнодорожников уже успела вызвать бурю негодования у руководства РЖД. Участники ее являются членами так называемого независимого профсоюза (Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников, РПЛБЖ), в состав которого входят 1,1 тыс. человек. «Это незаконная акция. Под такие акции зарплаты повышаться не будут», - заявляют руководители МЖД и РЖД. Это и неудивительно, так как бастующие требуют от РЖД почти двукратного повышения заработанной платы. С 36 (если работать в 2 смены) до 60, без «дискриминации по принадлежности к профсоюзу» и прочих ограничений, которые накладываются РЖД на юридически подкованных железнодорожников.
Читайте по теме: МЖД начала забастовку: рядовой москвич нервничает
Сложившаяся ситуация обладает как минимум двумя аспектами, показывающими, на каком уровне развития находится гражданское общество России и как специфично воспринимается факт забастовки властями и общественностью в рамках нынешней политической и социальной «стабильности». Некоторые российские социологи и политологи сходятся во мнении, что гражданское общество в России должно пройти так называемый «шкурный» период. Этот период можно проследить на примере некоторых точечных стачек, закончившихся «победой» бастующих. На память, прежде всего, приходят акции автомобилистов, которые в 2005 году активно выступили против закона о запрете автомобилей с правым рулём. Тогда был зафиксирован пик «коллективизации» россиян, парализовавших многие дороги Дальнего Востока в ответ на плоды российского законотворчества. Результат был достигнут – закон не прошёл, а праворульные автомобили продолжают бороздить просторы всей дальневосточной части России.
Читайте по теме: Забастовка железнодорожников объявлена вне закона
Также вспоминаются забастовки на заводе «Форд» в городе Всеволжск, на «АвтоВАЗе», петербургском заводе Кока-Кола и на шахте «Красная шапочка». Практически все забастовки закончились если не полным, то частичным удовлетворением требований организаторов стачки.
Однако первые «социальные победы» россиян сопровождались информацией о происках внешних врагов (имеются в виду независимые профсоюзы) и незаконностью акций протеста. Такое положение вещей не отражало реальной обстановки дел, которая сложилась после забастовочных прецедентов. В какой-то момент в России была зафиксирована цепная реакция стачек, которые организовывали независимые профсоюзы. Учитывая скорость распространения информации в нынешней России, что несопоставимо с советскими временами, о примерах цивилизованного выражения своей гражданской позиции узнали многие российские рабочие и руководители предприятий.
Возвращаясь к озвученному некоторыми экспертами-социологами мнению о так называемом «шкурном» периоде развития гражданского общества, прошедшие забастовки хоть и были направлены на удовлетворение материальных интересов бастующих, но все-таки выполнили необходимую функцию в процессе становления ответственного среднего класса. Переболев «шкурный» период, по мнению экспертов, общество начнёт сознавать необходимость и способность отстаивания своих нематериальные интересов, заключающихся в различных правах: на свободу слова, выбора и волеизъявления.
Читайте по теме: Забастовка железнодорожников объявлена вне закона
Не стоит забывать также и о том, что нынешняя забастовка железнодорожников проходит на фоне фактической атрофии официозного бюрократического гиганта - Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Эта организации, включающая в себе огромное количество региональных, заводских и прочих профсоюзов, благополучно заключает трёхстороннее соглашение с властью об урегулировании трудовых споров. В это время недовольных своим положением на работе становится всё больше, а недееспособность государственной профсоюзной организации - очевиднее, что неминуемо влечёт множество небольших, но независимых организаций, сколоченных буквально своими руками и призванных реально помогать в отстаивании своих интересов.
Совокупность многих факторов, свидетельствующих о недостатке развития гражданских институтов в России, порождает неправильное отношение общественности к естественному факту гражданской активности – к забастовке. Нынешняя российская власть весьма неохотно комментирует робкие, но реальные подвижки к становлению ответственного среднего класса в России. На это, безусловно, влияет непривычность такого явления как стачка, которая была редкостью ещё со времён СССР. В этой связи даже богатые на забастовки девяностые стоят особняком. В тот достопамятный период российской истории забастовка была чем-то естественным и не могла принести практически никаких результатов, так как не то что повышать – исполнять имеющиеся обязанности по выплате очень небольшой зарплаты было нечем.
Сегодня ситуация совсем иная. РЖД осуществляет затратный ребрендинг, что говорит о хорошем финансовом положении монополии. Правда, это видно не только по ребрендингу. Огромные бюджеты титульных спортивных клубов тому яркое доказательство. Поэтому нынешнее положение РЖД и бастующих напоминает известные европейские стачки. Однако там они способны практически полностью тормозить движение огромных городов и наносить огромные убытки своим работодателям. Бесконечные стачки госслужащих в Европе отличаются завидной настойчивостью участвующих и говорят об уверенности рядового европейца в наличии прав, которые можно и нужно отстаивать.
Конечно, до такой уверенности в себе российскому обществу пока далеко. Хорошо хоть, что не нужно изобретать велосипед. Необходимо научиться объединяться, что должно придать дополнительной уверенности и принести свои плоды.
Церемония вручения медалей блокадникам Ленинграда прошла в генконсульстве РФ в Нью-Йорке
Изабелла Светлосанова, которой на момент начала блокады было четыре года, выразила благодарность дипломатам за поддержку и осудила возрождение фашизма.
Глобальная экономика оказалась устойчивее, чем предполагалось, сказал представитель МВФ
Мухаммед бен Абдалла аль-Джадаан подчеркнул, что мировая экономика избежала более сложной ситуации, чем ожидалось ранее.
Города Северо-Запада посетит турбизнес Петербурга в рамках роуд-шоу "Добро пожаловать в Санкт-Петербург!" посетит
Около 35% гостей Северной столицы совмещают путешествие в Петербург с поездками по маршрутам "Серебряного ожерелья" Северо-Запада, а в прошлом году к ним добавились два новых национальных туристских маршрута.
Грозный выбрали местом проведения Кавказского инвестиционного форума
Форум призван способствовать развитию СКФО, привлечению инвестиций. Проведение форума откроет перед нами широкий спектр возможностей и поможет реализовать амбициозные планы.