Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

МАРК РОЗОВСКИЙ: Я такой же грешник, как...

Культура | 14.04.2008


Наркоман-покойник, называющий себя мразью, бомж, цитирующий Бердяева, мент, изображающий священника, любовники, галлюцинирующие реальностью, приправляем нецензурной лексикой и лекциями по нравственности на тему «Почему уютно чувствовать себя приличными людьми?» – получаем коктейль под названием «Знаки». Гнусную действительность с малой толикой безумия Марк Розовский назвал фантасмагорией, и поставил на суд публики, премьера в театре «У Никитских ворот» состоялась. Марк сидел на первом ряду и периодически смеялся, а еще долго всматривался, вытянув голову вперед, когда полуобнаженная актриса делала минет любовнику.


На фоне засилья классики в театрах вы выбираете современного автора… Почему Кабаков?

- Во-первых, он принес пьесу в театр со словами: «Я хочу, чтобы именно ты ее поставил». Когда такое говорит большой писатель, это льстит. Во-вторых, Кабаков уже современный классик. Я не знаю, будет ли он таковым в глазах потомков, но это писатель, который близок мне, такой же шестидесятник, как я, при этом он прекрасно чувствует современность, проблемы сегодняшнего дня. А эти проблемы заключаются в том, что в обществе потеряна нравственность, разлит грех, ну, а отвечать за грех никому не хочется. Это, кстати, и есть основной внутренний конфликт этого спектакля.

Как бы вы расшифровали слово «знаки»?

- Человек должен чувствовать некий знак, который ему подает Всевышний. Если он его чувствует, то будет как-то тревожиться, будет находить в жизни новые нравственные опоры.

Что вы считаете самым большим уродством современности?

- Пустоту. Люди пустые. Их большинство. Они не наполнены ни культурой, ни знанием истории, ни ответственностью друг перед другом, ни взаимоуважением. Самое страшное, люди получают удовольствие от пустоты, они видят ее знаки.

Часто ли вам приходится чувствовать, что и вы не тот, кем являетесь?

- Я такой же грешник, как и все. Я себя не выделяю.

У вас со сцены звучит ненормативная лексика, это тоже знак?

- Это язык повседневности, и здесь он органичен. Это не знак моей пошлости, ведь слова не мне принадлежат, а персонажам, а они в жизни так разговаривают. В этом нет никакого смакования, никакого эпатажа. Мне кажется, что Кабаков в этом весьма точен.

PS:
Искусство, как и окружающую его действительность, губит два Б: быдло и быт. Пустота и знаки – основа вроде бы беспроигрышная, но, увы, заигранная. Правда, Марк Розовский почти всегда выступает в роли режиссера-проповедника, для него это гармонично, поэтому и Александру Кабакову помог дебютировать как драматургу. Только вот два но…. Быдло и быт на сцене. А где обещанная фантасмагория? Ведь так хочется, чтобы реальность хоть в театре преображалась, и не благодаря только абсурду, которого и в жизни хватает, а чему-то необычному, чего никогда не видел зритель. И чтобы не прикрывались авторы словами: «так мои персонажи говорят», а пытались создать свой язык, и чтобы герои их были хоть иногда неузнаваемы, а менты и бомжи – так, иногда на закуску. Но, с другой стороны – все мы грешники…

Гусакова Ирина
Код для вставки в блог

Новости партнеров