Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 12:17 1077.68 -0.74% ММВБ 12:17 1932.09 -0.45%

13 апреля в истории: Гибель генерала Корнилова, испытание первого в России троллейбуса, доклад Столыпина об Амурской железной дороге

Общество | 13.04.2008


90 лет назад, 13 апреля 1918 года, под Екатеринодаром взрывом снаряда был убит командующий Добровольческой Белой армией Лавр Георгиевич Корнилов (30.8.1870 — 1918), русский военачальник, генерал от инфантерии. Путешественник-исследователь, военный дипломат. Герой Русско-японской и Первой мировой войн. Участник февральской революции. Участник Гражданской войны, один из организаторов и лидер Белого Движения. Кавалер Орденов Святого Георгия 4-й степени и 3-й степеней, обладатель Георгиевского оружия.

С 25 декабря 1917 — командующий Добровольческой армией. Развитие событий на Дону, вынудило армию двинуться в Кубанский край для создания там базы для дальнейшей борьбы с большевиками. Генерал писал: «Мы уходим в степи. Мы можем вернуться, если только будет милость Божия. Но нужно зажечь светоч, чтобы хоть одна светлая точка была среди охватившей Россию тьмы…» 22 февраля 1918 под его командованием Белая армия выступила в Первый кубанский (Ледяной) поход. Поход проходил в неимоверно тяжелых погодных условиях и в беспрерывных стычках с красноармейскими отрядами. Несмотря на огромное превосходство красных войск, Корнилов успешно вывел Добровольческую армию (около 4 тысяч человек) на соединение с Кубанской Добровольческой армией.

«Неприятельская граната, — писал генерал А.И. Деникин, — попала в дом только одна, только в комнату Корнилова, когда он был в ней, и убила только его одного. Мистический покров предвечной тайны покрыл пути и свершения неведомой воли».

Гроб с телом Корнилова был тайно захоронен, могилу «сравняли с землей» при отступлении через немецкую колонию Гначбау. На следующий день большевики, занявшие Гначбау, первым делом бросились искать якобы «зарытые кадетами кассы и драгоценности» и случайно отрыли могилу и отвезли тело генерала в Екатеринодар, где после надругательств и глумлений оно было сожжено.

Особая комиссия по расследованию злодеяний большевиков констатитровала: «Отдельные увещания из толпы не тревожить умершего человека, ставшего уже безвредным, не помогли; настроение большевицкой толпы повышалось… С трупа была сорвана последняя рубашка, которая раздиралась на части и обрывки разбрасывались кругом… Несколько человек оказались уже на дереве и стали поднимать труп… Но тут же веревка оборвалась, и тело упало на мостовую. Толпа все прибывала, волновалась и шумела… После речи с балкона стали кричать, что труп надо разорвать на клочки… Наконец отдан был приказ увезти труп за город и сжечь его… Труп был уже неузнаваем: он представлял из себя безформенную массу, обезображенную ударами шашек, бросанием на землю… Наконец, тело было привезено на городские бойни, где его сняли с повозки и, обложив соломой, стали жечь в присутствии высших представителей большевистской власти… В один день не удалось окончить этой работы: на следующий день продолжали жечь жалкие останки; жгли и растаптывали ногами»…

13 апреля 1895 года император Николай II подписал высочайший указ об учреждении в столице российской империи Санкт-Петербурге в Михайловском дворце «Русского музея императора Александра III».

Музей был торжественно открыт для посетителей 7(19) марта 1898, став первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств. Первые фонды Русского музея сложились из меценатских пожертвований.

Главным меценатом выступила царская фамилия. Практически все собрание картин российских живописцев, скульптуры и значительная часть рисунков и акварелей были переданы в музей из личной резиденции российских императоров — Зимнего дворца и императорского же Эрмитажа, начало которому положила еще в XVIII веке императрица Екатерина II.

В собрание Русского музея вошла и личная художественная коллекция Александра III из дворца в Царском Селе, а позднее и коллекции из Аничкова дворца. Николай II передал в дар Русскому музею знаменитую художественную коллекцию князя А.Б. Лобанова-Ростовского, выкупленную им у наследников князя. Сегодня коллекции Русского музея насчитывают около 400 тысяч экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х века до наших дней. Русский музей — крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства, уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации.

В 1992 указом президента РФ Государственный Русский музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. Экскурсия в Русском музее — это путешествие по русской истории и искусству. Здесь оживают страницы школьных учебников: иконы Андрея Рублева, «Бурлаки на Волге» Репина, «Витязь на распутье» Васнецова, «Корабельная роща» Шишкина, «Сватовство майора» Федотова, «Последний день Помпеи» Брюллова, Портрет Е.Н.Арсеньевой Боровиковского, «Девятый вал» Айвазовского...

13 апреля 1902 года (31 марта по ст. ст.) в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного фирмой П.А. Фрезе. Этот вид транспорта родился как гибрид трамвая и омнибуса и впоследствии превратился в автобус с электродвигателем, который получает энергию по проводам от внешнего источника. Идея устройства безрельсового трамвая была осуществлена впервые фирмой «Сименс-Гальске», построившей в 1882 троллейбусную линию в пригороде Берлина — Шпандау. В 1911 году в Европе действовало 33 маршрута общей протяженностью 200 км, на которых работало более сотни машин.

В России в 1902, во дворе петербургского завода Фрезе и К°, состоялось испытание грузовой повозки, связанной с электросетью гибким кабелем. Фрезе испытывал машину, построенную по патентам французской фирмы «Ломбар-Герэн». Эта повозка смогла перевезти груз весом в 50 пудов. Идея понравилась, и уже в том же году петербургский студент В.П. Шуберский предложил оборудовать электрическими автомобилями шоссе Новороссийск - Сухуми. Свой проект Шуберский продумал до мельчайших подробностей, представив экономические, организационные, финансовые и технические расчеты, а также экологическую выгоду данного вида транспорта. В Москве, в летнее время, большинство жителей предпочитали переезжать на дачи, например, в Кусково и Царицыно. Проблема состояла в способе транспортного сообщения с этими районами, и электрические автомобили представляли для города большой интерес. Если бы не русско-японская война, начавшаяся в 1904, не революции и не последовавшие за ними Первая мировая и Гражданская войны, вероятно, что троллейбус в Москве появился бы на два десятилетия раньше.

Современное развитие троллейбусного сообщения началось с 1933, когда в Москве стали работать первые отечественные машины ЛК-1. На 1 января 1941 в стране уже было 900 троллейбусов, в 1976, — 21 тысяча; на их долю в 146 городах СССР приходилось свыше 17 процентов объема перевозок пассажиров. Сегодня в подавляющем большинстве троллейбусы используются для пассажирских перевозок в крупных городах. Они проще по устройству и обслуживанию, чем автобусы, а пуск в холодное время года не создает проблемы. Но самое главное — троллейбус менее шумен и не загрязняет атмосферу городов.

События:

В этот день 100 лет назад в Петербурге на заседании Третьей Государственной думы российский премьер-министр Петр Столыпин выступил с речью по вопросу сооружения Амурской железной дороги. «Отдалённая наша суровая окраина, - говорилось в докладе, - богата золотом, богата лесом, богата пушниной… Если мы будем продолжать спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками».

В этот же день, но в 1925 году было образовано Всесоюзное (ныне Всероссийское) общество слепых.

Гульнара
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров