Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

М`АРС атакует?

Культура | 09.04.2008


Белые стены, увешанные в ряд картинами, по 2-3 с каждого автора, в углах – рыцарь, аэроплан и шары с конусами, а еще - индустриальный коллаж на всю стену, перед которым расположились осиротевшие музыкальные инструменты. Представить весь этот хаотический микс заставили в частной галерее М`АРС, решившей с творческим размахом отметить свое 20-летие. Собрали всех, но по чуть-чуть.


Избранные работы поразили общей направленностью – вернее тем хаосом, собранным воедино, и той бессмысленностью, которую художники называют своим призванием - сюр и постсоветская ностальгия, кубизм и намек на классику. Гротескные, скорее карикатурные наброски карандашом «русских классиков» с табличкой «Опять Гоголь напился «в душу», а Пушкин за ними наблюдает» могли удивить кого-то разве что в Лицейские времена, а заштрихованный портрет Ленина под названием «Революция в опасности» может спровоцировать ощущение тревоги за нашу Родину только у самого автора, Андрея Логвинова. Цикл Умнова Виктора «Черный по белому» больше представлял познавательный проект. На белом фоне – крупные черные мазки, а почти под каждым от руки написаны мелким почерком «умные» изречения… «Мы любим тех, кого нам удалось подавить, покорить или обмануть». Или – «Человеческое общение тем полнее, чем глубже наше доверие словам, не имеющим смысла». Фразы-то сами по себе интересные, но…где картина? Может, художнику стоило тогда выпустить книгу афоризмов. Иржи Дэвид вообще оставил «без сострадания» Путина, Буша, Далай-ламу, а также и других, создав целую галерею портретов президентов со скупой слезинкой.

Гашунин Никита с математически выверенными линиями квадратов и витиеватых трубок вообще напоминал Гиггера, сделавшего в свое время эскизы к фильму «Чужой». Но у Никиты название подвело – «Оверлок», ассоциации возникают только со швейной машинкой, вот если бы это переделать на английский вариант, over lock, было бы хоть поэффектнее, и перевести можно по-разному – замок со сверхсилами или лабиринты безвыходности.

Апофеозом выставки стал коллаж Сергея Бородачева, который я бы назвала как «Кладбище мутантов», поскольку из одного полотна выпирают, как инородное тело, сломанные музыкальные инструменты – скрипка, погнутые белые клавиши пианино, тарелка… Ну инструменты, ну склеил, да и ломать красивые вещи зачем! Ни шока тебе, ни хотя бы красоты. Люминесцентные лампы, выставленные в виде экспоната на выставке современного искусства в Пушкинском и музее Гугенхайма, и то вызвали больше удивления, а значит – достигли цели.

На официальном открытии организаторы и художники сокрушались – почему с ними нет министра культуры Соколова, который бы о них позаботился. Думаю, они сами не знают своего счастья, исходя из того, что тот любит только запрещать и сокрушаться о моральных ценностях искусства. Хотя… выставка-то получилась слишком нейтральной, ни эпатажа, ни громкой заявки на что-то новое и шокирующее - Соколову бы понравилось.

После официальной части, выступлений и поздравлений, на публике появились музыканты группы «Волга» - этно-электронный проект, возникший в Москве в 1997 году. Даб, трип-хоп, хаус и эмбиент в сочетании тибетской чашей, звукосуком и старорусскими тестами – в зале «плачущих президентов». А певица Анжела Манукян вообще стала распевать русский фольклор на фоне Путина. К чему бы это?

Открытие выставки больше соответствовало названию: «Кто во что горазд». Это ни плохо, и ни хорошо. Ведь даже сам Мэрлин Мэнсон когда-то заявил, что сейчас вряд ли кого-то можно удивить, и что он уже расстался с такой иллюзией.

Гусакова Ирина
Код для вставки в блог

Новости партнеров