Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

В России запретят референдум как рычаг политических спекуляций

Страна | 02.04.2008


Российская дума сегодня во втором чтении приняла скандальные поправки к закону « о референдуме в РФ», запрещающие проведение плебисцита по вопросам, относящимся к компетенции госвласти. Авторы поправок - депутаты Госдумы Владимир Груздев, Валерий Гребенников и Александра Москалец - посчитали недостойными проведения референдума вопросы по бюджету, выпуску государственных займов, налогам и сборам, таможенного регулирования, защиты прав человека, ратификации международных договоров. Список запретных тем для всенародного обсуждения при необходимости может быть продолжен до бесконечности.

История с поправками восходит ещё к 2005 году, когда фракция КПРФ захотела провести референдум по 17 вопросам, находящимся в компетенции власти: повышение пенсий, снижение платы за услуги ЖКХ, национализация стратегических отраслей. ЦИК тогда запретил коммунистам выносить на референдум 15 из 17 вопросов, после чего КПРФ подала жалобу в Конституционный Суд РФ. КС решил отказать коммунистам, мотивируя это тем, что на плебисцит нельзя выносить вопросы, связанные с уже существующими финансовыми обязательствами государства. Правда КС уточнил, что если речь ведётся о так называемых расходных обязательствах « за пределами срока действия закона о федеральном бюджете», референдум возможен. Обрадовавшись такой небольшой лазейке в законе, коммунисты начали планировать проведение референдума после президентских выборов по многим важным вопросам, однако вовремя подсуетившиеся депутаты из «Единой России» в 2007 году вынесли на обсуждение в Думу проект поправок к «закону о референдуме».

По словам эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, недовольство КПРФ объясняется «сужением информационного поля для наращивания электорального ресурса», т.е. у коммунистов остаётся всё меньше возможностей обоснованно апеллировать к власти, основываясь на мнении своего избирателя. « Дело в том, что коммунисты поводом для референдума обычно избирают проблемы, связанные с финансовыми вопросами: монетизация льгот, повышение пенсии. После принятия поправок они теряют возможность предъявлять претензии в своём привычном информационном поле», – добавил политолог.

Автор поправок, первый заместитель председателя Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев пояснил Newinfo, что «необходимо предотвратить использование механизма референдума в целях политических спекуляций. Известны случаи, когда некоторые партии выступали с инициативой проведения референдума, вынося на него абсолютно популистские вопросы, например о ценах на коммунальные услуги или продукты питания. Очевидно, все рефлекторно скажут: чем дешевле, тем лучше. Потом начнут задумываться о последствиях и возможностях принятия подобных мер», - заявил депутат. Он также отметил, что «референдум не должен становиться орудием в борьбе за власть, стать угрозой конституционному строю. Поправки в закон «О референдуме» скорректируют процедуру вынесения вопросов на всеобщее голосование, конкретизируют перечень возможных вопросов. При проведении самого главного голосования не должно быть разночтений и неясностей». Автор поправок явно намекает на КПРФ, которая, по всей видимости, и угрожает своими законными действиями конституционному строю России. Таким образом, можно со всей уверенность говорить о засилье популизма в сознании всех участников нашего политического процесса. Однако, по всей видимости, это не относится к партии власти. Народные избранники, видимо, следуя устоявшейся традиции, решают вопрос мужественно – запретив даже думать о том, чтобы дать возможность влиять на принятие государственных решений, невежественному населению страны.

Есть ещё одна опасность, которая видится очень реальной. В так называемых депрессивных регионах (Северный Кавказ, Калмыкия) последствия изменения закона может спровоцировать ужесточение борьбы власти с оппозицией. В руках у чиновников оказывается серьёзный аргумент, способный крайне минимизировать возможности общения оппозиции с населением.

Вообще безобидное слово «поправка» вряд ли в полной мере отражает действительное изменение закона « о референдуме». В последствии принятия поправок выходит полное изменение сути закона, так как проведение референдумов фактически становится невозможным. Однако под закручиванием гаек в отношении права проведения плебисцита может скрываться вполне понятная цель – повышение эффекта от предстоящих реформ нового премьер-министра. «Перед новым правительством будет стоять трудная задача - доведение до конца многих реформ. Чтобы провести пенсионную, административную, реформу ЖКХ, решить проблемы льготников – нужно было обезопасить от постороннего влияния на проведение заведомо непопулярных реформ.

Как показывает практика, такие меры действенны. Например, в Японии к ним прибегали, когда реформировали почту», - рассказывает политолог Дмитрий Абзалов. Остаётся непонятным – чего бояться? Возможности общественного контроля на власть сведены к минимуму. Оставшаяся возможность проведения референдума вряд ли доставила бы серьёзные проблемы будущему премьер - министру, учитывая его огромный кредит доверия перед обществом. Поэтому реальная мотивация государства станет понятнее к середине 2008 года, когда завершится формирование нового правительства и прояснится курс избранного президента.

 

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров