Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 58,8987
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 69,4298
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 79,0892
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 45,2813

Страна

Российский ВПК сел на мель из-за шкурных интересов

В свое время, несколько лет назад, при правительстве России была создана специальная Военно-промышленная комиссия. Целью создания провозглашалось восстановление потерянного взаимодействия между предприятиями ВПК и госзаказчиками. «ВПК создана, чтобы эффективно использовать народные деньги, чтобы вооруженные силы получали современную технику по реальным ценам, а не по заоблачным», – говорил глава нового ведомства. Возглавил комиссию вице-премьер Сергей Иванов, его первым замом стал Владислав Путилин.

Спору нет, народную копеечку надо использовать эффективно. Но все чаще в применении к ВПК мы слышим про нарушенные сроки выполнения гособоронзаказов или военных заказов иностранных партнеров.

В минувшем году «слетел» с должности гендиректор крупнейшей в Европе военной верфи «Севмаш» (Северодвинск, Архангельская область) Владимир Пастухов. Официально – за срыв сроков ремонта и модернизации для Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и за неправильный расчет стоимости контракта. Как-то умолчали в публикациях по теме, что стоимость контракта определялась не на «Севмаше». И что идея переделать для Индии российский мини-авианосец не имеет «северодвинских корней». Корабелы «Севмаша» говорили в 1999-м, когда полуржавый корпус «Горшкова» притащили «за ноздрю» к заводской стенке: на верфи, где отлично умеют строить атомные подводные лодки, могут не потянуть ремонт и модернизацию огромного надводного монстра. Не та специфика. Иначе как скандальной теперь не назовешь эту историю с модернизацией «Адмирала Горшкова» (индийское название Vikramaditya).

Читайте по теме: Военную промышленность - на гражданские рельсы

Лица, подписывавшие контракт с российской стороны, не знали или не понимали, что за такие деньги, которые готовы дать индийцы, серьезную модернизацию провести невозможно? Работа стоит гораздо дороже. И теперь приходится объяснять заказчикам, что они должны доплатить чуть ли не столько же, сколько уже заплатили. Судя по последним данным, ситуация с «Горшковым» все-таки уладится, индусам мини-авианосец нужен очень, и они готовы идти на дополнительные траты. Но как измерить урон имиджу нашего ВПК…

Первый вице-премьер правительства, председатель Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов и его зам Владислав Путилин вынуждены были признать, что некоторые предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса не в состоянии выполнить гособоронзаказ или заказ инопартнеров.

«Причины такого положения хорошо известны, – говорил недавно на конференции в Академии военных наук Владислав Путилин. – Разговор о них в различных форматах, в том числе и во всех ветвях власти, приобрел ритуальную форму. Но организовать согласованную работу федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций по их устранению не всегда удается».

К кому обращен такой пассаж Путилина? Не иначе как к себе.

Несмотря на принятые правительством меры по созданию оборонно-промышленных холдингов (авиационного, судостроительного и других), реальной отдачи от этой работы нет. Во всяком случае, ПОКА. «Внутри этих образований идет борьба за ресурсы...» – пишет «Коммерсантъ». Вот ключевое слово: ресурсы.

Ушли в прошлое события, связанные с гибелью АПЛ «Курск». Тогда вызывало удивление, почему Россия обратилась за помощью в подъеме «Курска» к иностранцам, хотя (практически все военно-морские эксперты это признают) могла обойтись своими силами? Ведь были (и есть) российские технологии, с помощью которых могли поднять «Курск», причем гораздо дешевле, чем это было сделано. Ныне вышедший в отставку вице-адмирал, сказал в интервью обозревателю "Независимой": «Кому там надо было «дешевле»? От «дешевле» отпилить нечего…

Читайте по теме: ВПК обсудит Госпрограмму вооружений до 2015 года

Или ситуация с гибелью АПЛ К-159 в августе 2004-го. Старая подлодка затонула, потеряв плавучесть при буксировке на утилизацию. Но одновременно с ней успешно дошла на утилизацию такая же старая лодка класса «Виктор». Ее цистерны главного балласта были полностью заполнены вспененным полистиролом. Недорогая и эффективная технология, разработанная на северодвинском предприятии «Северный рейд», к тому времени успешно применялась на всех флотах. И почему цистерны буксируемой К-159 были заполнены полистиролом лишь по «стояночному» варианту – загадка. Кому хотелось тогда сэкономить? Разобраться в этом уже нереально. Лодка утонула. Убытки – со многими нулями.

Читайте по теме: В Самаре родится авиадвигателестроительный холдинг

Сложная обстановка не только в судостроении. "Независимая" цитирует авторитетное «Независимое военное обозрение»: «Один из самых ярких примеров – стремление вывести все авиастроительные компании из Москвы в подмосковный Жуковский… создание в этом городе единого авиационного центра. Что получится из этой затеи – неясно. Но ясно, что за каждый гектар земли, где сейчас размещены КБ и опытные заводы фирмы «МиГ» и Сухого, а это районы столичных улиц Поликарпова, Беговой, Ленинградского проспекта и метро «Войковская», будут выручены огромные деньги (миллиарды долларов), которые вряд ли пойдут на организацию авиационного производства и создание перспективной авиатехники».

Вот еще пример, о котором пишут нынче газеты. Подчиненный г-на Путилина, член комиссии по ВПК Владимир Поспелов является одновременно председателем совета директоров питерского ОАО «Концерн «Океанприбор» – предприятия, которое, судя по многочисленным публикациям в прессе, активно поглощает те организации, которым он должен многомиллионные суммы. Замечательное некогда предприятие «Ахтуба» (Волгоград) – «Океанприбор» поглотил его вместе со 170-миллионными долгами… самому себе. Нечто похожее происходит с заводом «Прибой» (Таганрог). Да и остальные «составные» «Океанприбора» (их еще пять) существуют не лучше. А теперь угадайте, в курсе ли этих событий г-н Путилин?

Image

Президент наводит марафет – Франция смеется

Эммануэль Макрон никакими доходами не обладает, его супруга получает пенсию провинциальной учительницы, но это не мешает главе республики тратить десятки тысяч евро... на макияж.

Image

На чем лучше не экономить при покупке матраса?

Хороший ортопедический матрас может в корне поменять вашу жизнь, в разы повысить комфорт сна, улучшить настроение и подарить полноценный отдых телу. В последнее десятилетие на рынке матрасов появились сотни различных моделей, десятки отечественных и зарубежных производителей, которые предлагают продукцию всех ценовых категорий. Можно ли в подобном разнообразии найти нечто доступное, не жертвуя качеством и сроком службы? Давайте попробуем разобраться, на чем же можно экономить при покупке ортопедического матраса, а на чем лучше не скупиться.