Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 12:17 1077.68 -0.74% ММВБ 12:17 1932.09 -0.45%

23 марта в истории: Роковой день в жизни Брежнева, завершение работы станции "Мир", день рождения Анатолия Ляпидиевского, Акиры Куросавы и Арч

Общество | 23.03.2008


100 лет назад, 23 марта 1908 года, родился Анатолий Ляпидевский – легендарный советский летчик. Первый Герой Советского Союза, удостоенный этого звания «за мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев» и награжденный медалью «Золотая Звезда» под номером один.

Анатолий Васильевич родился в станице Белоглинская (ныне - село Белая Глина Краснодарского края), в семье священника. Детство провёл в городе Ейск. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофёра на маслобойном заводе. В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 - Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота, затем - лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков.

В 1933 на пароходе «Челюскин» под руководством О. Шмидта была предпринята попытка за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. 13 февраля 1934 из восточной Арктики пришла телеграмма: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного, в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Более ста человек оказались на льду. Спасти людей могла только авиация.

Анатолий Ляпидевский служил в то время на Чукотке, в летной экспедиции (аналогична современному подразделению МЧС). 14 февраля 25-летний командир экипажа «АНТ-4» получил приказ: приступить к поиску терпящих бедствие. Герой вспоминал: «Мы готовились к этому броску (с мыса Дежнева) 29 раз. Вылетали, брали курс к льдине челюскинцев и каждый раз возвращались — стихия свирепствовала, мороз доходил до сорока градусов. 5 марта состоялся наш 30-й вылет на разведку». Наконец удалось обнаружить людей. «Захожу на посадку раз, другой. Для большой, тяжелой машины площадка очень ограничена: примерно 400 на 150 метров. Промажу — ударюсь о льды, проскочу — свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости, почти «подвесив» самолет, сел на льдину. Когда подлетал, люди, завидев в воздухе самолет, начали целоваться. Кричали. А у меня в голове одна мысль: а как отсюда вылетать?» 10 женщин и 2 детей отправились на материк.

Потом был еще один полет к льдине, во время которого самолет Ляпидевского потерпел аварию. Несколько дней о его судьбе ничего не было известно. То, что в невероятно трудных условиях Ляпидевский отремонтировал самолет и поднял в воздух, тоже было считать подвигом. По курсу, проложенному Ляпидевским, пошли другие самолеты. Через два месяца операция по спасению челюскинцев была завершена.

Участник Великой Отечественной войны: заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армией (Карельский фронт). С 1943 вновь директор авиационного завода. После войны работал в Госконтроле СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором авиационного завода. Умер 29 апреля 1983.

23 марта 1982 года глава СССР Л.И. Брежнев, во время визита в Узбекистан по случаю вручения республике ордена Ленина, посетил авиационный завод. События этого дня стали для генсека роковыми.

Поездка на ташкентский завод, производивший космические корабли «Буран» была запланирована заранее. Но утром, р ешив, что программа и так насыщенна, посещение завода отменили. Охрана была снята и переброшена на другой объект. В этот день Брежнев посетил ткацкую фабрику и тракторный завод. Однако, в озвращаясь в резиденцию, генсек посмотрел на часы и обратился к Рашидову : « Мы обещали посетить завод. Люди готовились к встрече, собрались, ждут нас. Нехорошо... Давай съездим». Первый секретарь ЦК компартии Узбекистана Рашидов, несмотря на возражения начальника личной охраны, согласился: Через десять минут колонна двинулась в сторону авиазавода. Местные спецслужбы вернуться не успели, а тем временем по заводскому радио было объявлено о приезде высокого гостя, все кинулись встречать.

В сборочном цеху тысячи рабочих карабкались на леса, которыми были окружены строящиеся самолеты. Когда руководитель страны проходил под крылом самолета, народ стал перемещаться в ту же сторону. Стропила не выдержали, и большая деревянная площадка — во всю длину самолета и шириной около четырёх метров — рухнула! Брежнев и Рашидов оказались накрыты ею. Несколько человек охраны приподняли площадку и две минуты из последних сил держали ее на весу. Находившиеся на ней люди продолжали сыпаться сверху. Никто не погиб, но пострадали и Брежнев, и Рашидов, и охранники. Встречу отменили. В больницу Брежнев ехать не захотел, в резиденции сделали рентгеновское обследование и обнаружили, что сломана правая ключица.

Брежнев сразу попросил соединить его с председателем КГБ Андроповым и сказал тому: «Юра, тут со мной на заводе несчастье случилось. Только я тебя прошу, ты там никому голову не руби. Не наказывай. Виноват я сам. Поехал без предупреждения, хотя меня отговаривали». Врачи требовали немедленного возвращаться в Москву, но в следующие два дня Брежнев, превозмогая боль, участвовал в праздничных мероприятиях. В Москве снимки показали, что кость сместилась. Операцию делать не решились. Ключица так и не срослась. Через полгода генсек скончался.

23 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» завершила триумфальный полет. Станция затонула в 8 часов 59 минут 24 секунды в заданном районе Тихого океана. Ее горящие фрагменты упали в море к югу от главного из островов Фиджи.

Орбитальная научная станция «Мир» пришла на смену «Салютам» 20 февраля 1986. Новая станция представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса. В дальнейшем к станции были пристыкованы модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа». С завершением строительства вес комплекса составлял почти 129 тонн. Первоначально предусматривалось, что «Мир» проработает пять лет, но комплекс почти в три раза превысил срок эксплуатации — 14,5 лет. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, на комплексе побывали 139 российских и зарубежных космонавтов, было размещено 11,5 тонны научного оборудования — 240 наименований из 27 стран мира.

На его борту были выполнены 24 международные программы исследований, проведено более 16,5 тысяч экспериментов. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий. На российском космическом комплексе установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. За время работы «Мира» космонавты и астронавты совершили 78 выходов в открытый космос — за бортом проведено в общей сложности более 359 часов.

1 июня 1999 Совет главных конструкторов ракетно-космической техники принял решение о прекращении полета комплекса в пилотируемом режиме. В августе 1999 прекратились бюджетные ассигнования, на комплексе произошел ряд неполадок, к тому же Россия активно участвовала в строительстве новой международной космической станции. Было решено законсервировать «Мир» на орбите до марта 2000.

В августе 1999 были осуществлены консервация станции и перевод в режим беспилотного автоматического полета, а 7 сентября ЦУП перевел орбитальный комплекс в режим дрейфа. С 4 апреля по 16 июня 2000 на «Мире» работала последняя, 28-я космическая экспедиция — Сергей Залетин и Александр Калери. В январе 2001 правительство России подписало постановление о прекращении работы комплекса из-за его крайней изношенности. 23 марта 2001 космический комплекс «Мир» прекратил существование.

События:

23 марта 1839 года в США появилось знаменитое сокращение О.К. Данная аббревиатура была впервые напечатана в бостонской газете «Morning Post», как шуточное сокращение неправильно написанного выражения «oll korrect» («все правильно»). Отметим, что это только одна из версий происхождения знаменитого «липкого» американского словечка.

Гульнара
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров