Курсы валют: USD 23/03 57.636 0.4037 EUR 23/03 62.2699 0.5391 Фондовые индексы: РТС 18:50 1123.17 0.14% ММВБ 18:50 2061.53 0.66%

России нечем защитить своё небо от "Орла-Могильщика"

Страна | 28.02.2008


Обороноспособность России находится под вопросом. Сегодня американцы активно осваивают принятый на вооружение в конце 2005 года истребитель "пятого поколения" F-22А Raptor ("Орел-могильник"), превосходящий воздушные машины четвертого поколения, сделанные в нашей стране. По сути, это действительно "самолет XXI века". Его конструкторы смогли удачно совместить самые высокие летные характеристики и самую продвинутую электронику с последними достижениями по технологии "стелс". По сути, он предназначен для замены основной ударной силы американской истребительной авиации, представленного привычным для нас F -15-м, которому мы до сих пор грозим Су-27-ми и прочими "пережитками советской эпохи".


Что же может противопоставить этому Россия? В своём комментарии NewsInfo эксперт Минобороны, пожелавший остаться неизвестным, заявил: "Да ничего. В лучшем случае – это так называемые модификации "4+". Фактически, речь идет о модернизации имеющихся самолетов четвертого поколения, которая сводится к подкручиванию гаек и увеличению срока службы старых машин. У нас немало разработок истребителей пятого поколения, однако они фактически находятся в бумажных вариантах. Это наподобие той самой знаменитой атомной подводной лодки, которую мы гордо спустили на воду, не сделав для неё ракет, которые мы так и не можем довести до ума. И вот она, по сути бесцельно болтается у причала. А в авиации у нас такой же развал, что и всюду. Так, с 2000 года она получила всего лишь три действительно новых истребителя и не "пятого", а четвертого поколения. И что касается борьбы за авиационный рынок, то мы её уже давно проигрываем. Как преодолеть это отставание? Надо просто серьезно сюда вкладывать, как и вкладывать в обучение кадров, работающих на "оборонку". Положение действительно очень серьезное, поскольку, как показал случай с Алжиром, сегодня мы толком даже не можем сделать истребители четвертого поколения".

Что же это за самолет? Заметим, что новый американский истребитель был изначально предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Он специально создавался для уничтожения российских истребителей Су-27 и МиГ-29 в условиях массированного применения зенитно-ракетных комплексов С-300. Для этого он имеет всё необходимое, включая сверхзвуковую крейсерскую скорость, малую радиолокационную и тепловую заметность, способность взлетать с коротких (460 м) взлетно-посадочных полос, высокую маневренность на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, эффективность в ракетном воздушном бою на дальних дистанциях. Благодаря применению в его производстве технологии "стелс" обнаружить его имеющимися радиолокационными станциями довольно сложно. Одновременно он может сопровождать до 28 целей, что является своего рода рекордом для истребительной авиации.

Кроме того, Пентагон пытается еще больше увеличить огневую мощь этой машины. Так, в настоящий момент ставится задача превращения F-22 из истребителя для завоевания господства в воздухе в самолет, способный эффективно бороться против воздушных, наземных и морских целей. На этот истребитель в скором времени установят противорадиолокационные системы, с помощью которых он сможет вовремя обнаруживать средства ПВО противника, обходить или уничтожать их. Всё вместе это повысит выживаемость "Рэптора" в 18 раз, чем у других американских самолетов. И это при том, что в настоящее время идут испытания помехозащитной системы, которая усилит живучесть этого самолета и сделает еще более опасным противником. В дополнение мощь F -22 еще больше возрастет после введения в строй его модификации, предусматривающей наличие двух человек в экипаже.

За два года с момента введения "Орла-могильщика" в эксплуатацию американцам удалось устранить выявленные за это время дефекты и сделать его действительно грозным противником для нашей авиации.

Недавно они провели учебно-тренировочные бои против самолетов "красных", то есть нас. В качестве противника выступали истребители Су-27, Су-30, Су-34, Су-35 и Миг-29, которые изображали сопоставимые с ними по классификации F -15, F -18 и др. И результаты этих учений являются для нас очень тревожными: на один уничтоженный "Рэптор" приходится десяток наших "сушек" и "Мигов".

По оценкам международных экспертов, некоторую конкуренцию американской новинке может составить лишь российский истребитель Су-37, имеющий соизмеримую маневренность и более разнообразное и мощное вооружение. Однако эти преимущества сводятся на нет отсутствием у него технологии "стелс" и сверхзвуковой крейсерской скорости, которыми обладает F-22. Однако число этих машин измеряется единичными экземплярами, которые в случае возникновения глобального конфликта не способны кардинально изменить ситуацию.

Между тем, США не собираются останавливаться на достигнутом. В настоящее время там разрабатывают еще более "продвинутый" легкий однодвигательный истребитель F-35.

А что же мы? Пока мы с гордостью говорим о том, что тот самолет "пятого поколения", который вот-вот родится, заткнет за пояс все достижения американских конструкторов. Хотелось бы в это верить. Однако для этого Москва должна решить кадровые и технологические проблемы своей "оборонки", которая пока явно не готова к производству конкурента "Орлу-могильщику". И если проблема подобного отставания не будет решена в ближайшие пять лет, России будет нечем защитить своё небо от воздушного противника.

Балмасов Сергей

Новости партнеров