Курсы валют: USD 24/03 57.5228 -0.1132 EUR 24/03 62.0959 -0.174 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.35 0.11% ММВБ 18:50 2051.04 -0.51%

РЖД утерла нос Бен Ладену: кто следующий?

Страна | 22.01.2008


На фоне искусственного экономического роста в России начинают подниматься с колен некогда мировые гиганты советского времени. В отличие от российского оружия, которое с относительной стабильностью присутствовало на мировом рынке и время от времени разрабатывалось и модернизировалось в подвалах, о другом гиганте отечественного рынка и монополисте, как РЖД, такого сказать нельзя.


Ни для никого не секрет, что для развития экономики в стране необходима четкая и хорошо налаженная транспортная сеть доставки товаров и услуг. Видимо поэтому российским правительством и был взят широкомасштабный курс на восстановление былого престижа отечественного монополиста. Одним словом, правительство назвало развитие РЖД негласным нацпроектом.

За последние несколько лет РЖД планомерно увеличивала и грузо-, и пассажиропоток, а вместе с ними - и чистую прибыль. Но качество обслуживания по-прежнему желает лучшего. Бюрократическая машина тормозит российский прогресс.

В России как и раньше, существуют компании, которые получают льготные тарифы и перевозят грузы по особым, привилегированным ценам. И ни один западный перевозчик не может объяснить происходящее своему хозяину. Тарифы на ржд-перевозку можно сопоставить с морскими, а скорость перевозки по железной дороге даже быстрее, чем морем. Потому западные компании практически не пользуются услугами РЖД. Таких, с позволения сказать, двойных стандартов нет нигде в мире. Только в России! Трудно отыскать пассажира, ни разу не проехавшегося на поездах дальнего следования по нашей необъятной стране. И наверняка любой из них остался недоволен качеством услуг, предоставляемых РЖД.

Глава компании Владимир Якунин регулярно в СМИ рапортовал, дескать, железнодорожники увеличивают темпы модернизации подвижного состава, путепровода и вкладывают огромные деньги в развитие отрасли. Оппоненты возразят: дескать, столько лет в отрасль не вкладывали и не развивали, а теперь хотите за ночь получить конфету? Да согласен, что такого не бывает. В таком случае для каких целей РЖД начало массовый поход на рынки постсоветского пространства и восточную Европу?

На днях стало известно, что российский железнодорожный монополист выиграл конкурс на строительство сквозной аравийской магистрали. Обойдется все это удовольствие шейхам в 800 млн долларов. В 2005 году королевское правительство решило связать железной дорогой центральные и северные районы страны, а также порты на побережье Красного моря. Одна из основных задач проекта "Север-Юг" - облегчить доставку фосфатов и бокситов, добытых на северных месторождениях, к портам. Среди них фигурировала и Saudi Binladin Group, основанная отцом знаменитого террориста. Только РЖД и Saudi Binladin Group выступали на тендере самостоятельно. Бесспорно, это говорит о возрастающем доверии к российской компании, причем российский монополист придет на рынок, на котором еще никогда не была, и путь был закрыт.

Немаловажным можно назвать и тот факт, что компания РЖД выиграла международный тендер на концессионное управление Армянской железной дороги. 570 млн долларов составят инвестиции, которые РЖД намерена вложить в железнодорожную сеть Армении. Они будут направлены, в первую очередь, на ремонт путей и обновление подвижного состава. Концессия предусмотрена на 30 лет, причем на 20-м году управляющая компания имеет возможность продлить договор на 20 лет. 2% выручки от грузоперевозок концессионер должен платить в бюджет Армении. Армянская железная дорога остается в собственности правительства республики и РЖД будет лишь управлять этим предприятием. РЖД в случае открытия движения из Армении в Россию через Абхазию обещает 2,15 млн долларов дополнительных вложений.

Необходимо отметить, что глава РЖД Владимир Якунин, пользуется поддержкой самого главы государства и видимо координация действий с развитием нефтепровода на забайкальском участке, а именно в Китай, идет согласовано с другими госорганами. Так, РЖД принимают активное участие в освоении растущих экспортных перевозок нефти из России в Китай, реализуя первый этап инвестиционного проекта «Перевозки нефти в Китай» (2004 - 2008 гг.). С начала строительства уже освоено около 13 млрд. рублей, введено в общей сложности 178 км вторых путей на участке Карымская - Забайкальск.

В 2007 году ОАО РЖД инвестировало в собственное развитие около 95 млрд. рублей. Так, относительно прошлого года на 2,7% увеличен объем погрузки, что выше плановой динамики (1,8%). Существеннее всего возрос объем погрузки таких важнейших грузов, как автомобили (+30%), зерно (+25%), металлоконструкции (+17,7%), машины и оборудование (+13,7%), цемент (+8,5%), удобрения (+5,1%), черные металлы (+3,9%). РЖД интересуются железнодорожными активами в ближнем зарубежье, ведут активные переговоры с Казахстаном и Украиной и рассчитывают стать владельцем пакетов акций монгольской, немецкой и польской компаний.

В нашей стране человек остается всегда почему-то на заднем плане. Во времена "холодной войны" забота о благосостоянии нашего народа была отодвинута на задний план. Поэтому львиная часть средств от нефтепродаж была направлена на увеличение военного могущества страны.

Так и сегодня: забота о комфортном и быстром перемещении по необъятной родине остается лишь в мечтах наших трудящихся. А ведь именно России, как никакой другой стране, с ее географическими просторами необходима скоростная железнодорожная трасса.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров