Курсы валют: USD 29/03 56.9364 -0.0869 EUR 29/03 61.8102 -0.1513 Фондовые индексы: РТС 18:50 1125.58 0.98% ММВБ 18:50 2032.54 0.96%

Никита Михалков претендует на «Оскар»

Общество | 16.01.2008


Нашумевшая картина Никиты Михалкова «12», как и ожидалось, прошла в финальный отборочный раунд номинантов престижной кинопремии «Оскар», церемония вручения которой состоится 24 февраля. Таким образом, у мэтра отечественного кинематографа появился шанс во второй раз стать обладателем золотой статуэтки.


Михалков - режиссер, которому бесполезно говорить, мол, делай, Никита Сергеевич, свое кино, но без фанатизма. Он сам себе это всегда скажет. И непременно превратит очередной фильм в событие, окутанное ореолом скандала. «12» - не исключение. Более того, лента бюджетом в $ 2 500 000 о чеченском подростке, обвиняемом в убийстве приемного отца - русского офицера, пожалуй, побила все рекорды по количеству споров среди критиков и зрительской аудитории. И теперь Михалкова можно смело называть человеком с чемоданом аплодисментов... без ручки. Его вежливо ненавидят - одни за излишний пафос, другие за тщеславие, третьи за письмо Путину - но не могут не любить.

Бесшабашный «Свой среди чужих, чужой среди своих» с целой когортой прекрасных артистов, романтичные «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино», бурлескная «Родня», триумфатор Венецианского фестиваля «Урга - территория любви», оскароносные «Утомленные солнцем», масштабный «Сибирский цирюльник» - все эти фильмы смотрели, смотрят и будут смотреть в будущем. И что ни фильм, то любовь с первого кадра - к оператору, к композитору, к художнику, к сценаристу, да хотя бы к Меньшикову.

«Человек есть не средство, а цель» - именно такими словами Никиты Михалкова можно выразить суть его психологической драмы «12», которая уже завоевала специальный приз Венецианского фестиваля и теперь, конечно, должна взять «Оскар». Хотя бы потому, что картина снята предельно честно, показывая все несовершенство системы суда присяжных.

 Кроме того, Михалкову удалось создать в фильме эффект присутствия, когда двенадцать человек - юморист, метростроевец, директор кладбища, телепродюсер, правозащитник, таксист, строитель и прочие, выраженные в немалой степени с карикатурным ореолом, судьи - как будто совещаются не только между собой, но и со зрителем. Причем, вся игра - с первой до последней минуты - построена на фокусе постоянного сомнения: виновен или не виновен. Особенно хорошо это чувствуется в монологах, больше похожих на исповеди самих присяжных - рано или поздно каждый всматривается внутрь себя и в свою жизнь. Достаточно вспомнить блестящий рассказ героя Валентина Гафта, фабула которого в том, что нет ничего невозможного. Или взять хотя бы ловкий трюк персонажа Михаила Ефремова с воображаемой дорожкой кокаина - мы готовы поверить в то, чего в действительности нет. Или фантастическое исполнение добродушным хирургом чеченской лезгинки с последующим метанием ножа… Перечислять эпизоды, выстроенные на прозрачных метафорах можно долго, но важно отметить иное - этот фильм прививает каждому, кто его посмотрел, крепкое чувство ответственности за свои слова и поступки. Напомним, что премьера «12» состоялась 7 сентября, кассовые сборы в России составили $ 6 813 177.

Кроме «12», номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» выиграли фильмы «Монгол» Сергея Бодрова-старшего (Казахстан), «Катынь» Анджея Вайды (Польша), «Фальшивомонетчики» (Австрия), «Год, когда мои родители поехали в отпуск» (Бразилия), «Дни тьмы» (Канада), «Бофор» (Израиль), «Неизвестный» (Италия) и «Ловушка» (Сербия).

Наталья
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров