Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 16:17 1081.60 0.80% ММВБ 16:18 1943.39 0.47%

Владимир Наумов: «Жизнь не имеет жанра и ее невозможно ограничить»

Общество | 06.12.2007


6 декабря выдающемуся режиссеру, автору картин «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Берег» и др. исполняется 80 лет. Накануне юбилея Владимир Наумов рассказал Newsinfo о своих сокровенных желаниях, о событиях, которые изменили его жизнь, и о том, кто из гениев мирового кино «сумел разложить человеческое сознание до молекул и высвободить колоссальную нравственную силу».

«Перед юбилеем у меня миллион дел!», - воскликнул Наумов кому-то на другом конце провода. Телефоны в его кабинете на Мосфильме трезвонили непрерывно. «Так. Сколько у нас времени?», - обратился он ко мне, помогая снять пальто с элегантностью истинного джентльмена. «Часа полтора», ответила я и, заметив, как изменилось лицо мэтра, поняла, что взболтнула что-то не то. «Ох, нет-нет! Еще столько работы!» - «Полчаса?..» - «15 минут!». Мысленно я списывала такое необычайно живое начало нашей беседы на этикет взаимного приветствия. «Владимир Наумович, что мы торгуемся? Вы же художник! Как скомандуете – «Стоп! Снято», так и закончим». В результате мы проговорили час с лишним. Кстати, о времени у Владимира Наумова свое, почти философское представление, которое он постарался передать в приуроченной к солидной дате, кино-притче «Джоконда на асфальте».

- Владимир Наумович, Вашу новую картину зрители уже успели посмотреть и оценить. Но, наверняка, не каждый смог понять, почему – «Джоконда» и почему «на асфальте»?

- Много лет назад, будучи в Гамбурге, я увидел бродячего художника, рисующего прямо на асфальте знаменитую «Джоконду». Рисовал очень здорово! Я постоял, посмотрел… Потом он закончил, собрал в шапочку заработанные монетки и ушел. А мне вдруг стало так жалко Джоконду. Ее лицо топтали прохожие, кто-то бросил в нее окурок… И, не заметно для себя, я стал с ней разговаривать – утешал, успокаивал, мол, не волнуйся, чего ж ты… Мимо проходили немцы, крутили у виска, думая, что я ненормальный. Она же смотрела на меня и даже как будто отвечала – мы, словно, почувствовали друг друга. В какой-то момент мне показалось, что есть в этом что-то символическое. Тот же окурок – был уже не просто окурком, а фактом нашего отношения ко всему духовному, к культуре. Через некоторое время я снова оказался в Гамбурге и, конечно, решил навестить «Джоконду». Она уже поистерлась, поизносилась – дожди смывали ее в грязный дорожный сток… И у меня опять возникло щемящее чувство жалости. И не как к картине, а как к живому человеку, к красивой женщине, утратившей свое очарование. Я снова утешал ее, говорил – «Ничего страшного. Только не волнуйся. Это же не ты на самом деле. Ты – там! Понимаешь – там! А это, может быть, всего лишь твоя тень…» Она вроде бы поняла меня.

- И улыбнулась?

- Улыбка? Улыбка, о которой написано миллион томов, на мой взгляд, какая-то всемирная ошибка. «Джоконда» вовсе не улыбается. То, что мы видим на ее лице - это предощущение улыбки. Предощущение… - Владимир Наумович повторил, практически, по слогам. И в ту же минуту у него появился «просветленный» единомышленник в моем лице. В убедительности этому человеку не откажешь. – В следующий раз я приехал в Гамбург зимой. От «Джоконды» к тому времени уже ничего не осталось. Но! Сквозь корку треснувшего льда был виден глаз – только один ее глаз. Это было неописуемое зрелище! И я вдруг понял, что время – убийца-время - постепенно уничтожающее красоту, способно создавать иную красоту… В течение нескольких лет «Джоконда» не отпускала меня, она мне часто снилась и ее ускользающая красота, словно, просилась на киноленту. Так и появилась моя «Джоконда на асфальте». Хотя, прямого отношение к сюжету фильма она и не имеет. Но, все-таки, эмоционально определяет прошедшее время и через разрушение показывает появление новой красоты.

- Вы довольны работой?

- Да. Особенно доволен игрой своей жены, которая всегда меня понимает. Ведь сколько времени уже вместе – 35 лет… Доволен работой дочери Наташи. Она, кстати, тоже снимает фильмы.

Наталья Наумова родилась 1 марта 1974 года. Окончила актерский факультет ВГИКа ( мастерская Армена Джигарханяна и Альберта Филозова) и Институт повышения квалификации при Министерстве культуры РФ (мастерская Аллы Суриковой и Александра Муратова). С нялась в фильмах «Берег», «Законный брак», «Белый праздник», «Цветок дьявола». В семилетнем возрасте сыграла в картине отца «Тегеран-43».

- Владимир Наумович, Ваша супруга Наталья Белохвостикова снимается во всех Ваших фильмах. Это семейная традиция? Или без ее участия ни один Ваш фильм не будет полноценным?

- Это совершенно естественно! Почему Феллини снимал Мазину? Это же естественно! И потом, с моей точки зрения, Наталья, действительно, замечательная, талантливая актриса. Кроме того, она знает и понимает замысел картины с самого момента его зарождения, даже, когда его еще нет.

- В свое время Вы работали с такими звездами, как Ален Делон, Клод Жад, Курт Юргенс… А кого из сегодняшних зарубежных актеров Вы хотели бы снимать в своих картинах?

- Де Ниро и Рэдфорда. Я собирался снять фильм о древнем Риме и приглашал Роберта Де Ниро на роль императора Домициана. Но, к сожалению, это оказалось очень дорого и от идеи пришлось отказаться. Другая история приключилась и с замечательным актером Робертом Рэдфордом. У него просто не было времени – киношная жизнь расписана на много лет вперед. Нам удалось только встретиться за чашкой кофе и немного поболтать.

- Владимир Наумович, как Вам сегодня живется и работается рядом с такими не менее успешными, но более светскими коллегами, как Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Валерий Тодоровский, Федор Бондарчук?

- Абсолютно нормально! Вы назвали очень хороших режиссеров. Со всеми у меня замечательные, дружеские отношения. Тодоровский начинал в нашей студии, когда был у меня художественным руководителем. С Михалковым мы знакомы тысячу лет. С Бондарчуком – что тут говорить… Я крепко дружил с его отцом. Сергей Бондарчук был моим первым актером. Это была роль чешского писателя, автора романа «Репортаж с петлей на шее» - Фучика. И к Феде отношусь очень тепло, мне нравятся его картины. Я в отличие от многих деятелей искусства не ограничиваю себя собственным вкусом.

Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров