Курсы валют: USD 24/01 59.5034 -0.1663 EUR 24/01 63.9424 0.2152 Фондовые индексы: РТС 11:17 1147.56 0.87% ММВБ 11:17 2156.53 0.49%

Самые читающие дети в мире

Страна | 30.11.2007


На этой неделе в Берлине были обнародованы результаты уникального исследования, проведенного Бостонским колледжем (США). Более 200 тысяч десятилетних детей из 40 стран должны были продемонстрировать, насколько быстро они читают и воспринимают текст. Выяснилось, что лучше всех литературные и информационные тексты читают российские школьники. На втором и третьем местах – школьники из Гонконга и Сингапура, дети ЮАР и Индонезии практически не понимают печатного слова. А юные американцы, которые, как у нас принято считать, самые не читающие, и должны были бы оказаться на последнем месте, оказались на одну позицию грамотнее британских ровесников: 14-е место против 15-го.


Наряду с этим, согласно исследованию, плохо читают в среднем 10,2% российских четвероклассников – они не способны пересказать текст своими словами. Лучше обстоят дела лишь в Нидерландах (9%) и Гонконге (7,6%). Вдумчиво и осмысленно читает примерно каждый пятый российский четвероклассник (18,9%). По числу школьников с "высочайшей читательской компетенцией" Россию опережает лишь Сингапур (19,4%). На третьем месте Великобритания (15,5%). Исследование показало, что девочки воспринимают текст быстрее мальчиков. Отмечается также, что в целом результаты печальные: дети читают мало и без удовольствия. В среднем удовольствия от чтения не испытывает каждый пятый школьник в мире. И вкус к чтению развит преимущественно у детей, чьи родители имеют высшее образование

Напомним, что международный экзамен по проверке навыков чтения проходит раз в пять лет. В предыдущем исследовании принимало участие 36 стран. Тогда победили сразу три страны – Россия, Гонконг и Сингапур.

Отечественные педагоги не на шутку удивлены: наши дети стали чемпионами по чтению, а грамотность российских школьников к выпускному классу мистическим образом исчезает. По мнению экспертов, причина кроется в уничтожении методикой преподавания литературы в школе интереса к чтению по мере взросления детей. Другими словами, методические рекомендации таковы, что школьнику нужно знать лишь содержание произведения, а интерес к художественным особенностям, языку не культивируется. К тому же в старших классах нужно сдавать ЕГЭ по литературе, требования которого сводятся только к изложению сюжета произведения, для чего достаточно прочитать краткую версию, к примеру, "Преступления и наказания" или посмотреть по телевизору экранизацию классического произведения, которых, кстати, в последнее время несть числа.

В начале ноября в Москве состоялся форум словесников, который организовал учитель русского языка и литературы московской школы № 57, главный редактор газеты "Литература" Сергей Волков. На форум приехали преподаватели литературы из многих российских регионов. Педагоги обменялись мнениями о преподавании литературы в школе, высказали свои суждения о необходимости выпускного экзамена по литературе. Известно, что в последнее время чиновники от образования предлагают исключить эту дисциплину из перечня предметов для сдачи выпускных экзаменов.

В ходе дискуссий выяснилось, что в России немало преподавателей, которые преподают литературу не по учебникам, а призывают своих учеников читать первоисточники, и – только. "Уже с пятого класса мои ученики читают только первоисточники. Правда, бывают хорошие учебники, из которых я беру порой замечательные тексты, умно сформированные тематически. Но моя основная задача – приучить уже 11-12-летнего ребенка к тому, что литература есть только под обложкой, на которой написано, к примеру, "А.С. Пушкин" (если это произведение Пушкина). Имя другого автора говорит о том, что это пересказ Пушкина. Или это будет интерпретация", - призналась преподавательница литературы московской гимназии №1543 Елена Волжина.

Российские словесники не без интереса относятся к результатам исследований, проводимыми региональными библиотеками о круге чтения детей. Например, в Орле в библиотеке имени Крылова был произведен блиц-опрос, в ходе которого выяснилось, что самой читаемой книгой у малышей оказалась "Приключения Незнайки и его друзей" Н.Носова, у школьников 5, 6, 7 классов - книги Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере, у старшеклассников - "Мастер и Маргарита" М.Булгакова.

Следует отметить, что продавцы книжных магазинов также говорят о популярности среди школьников мистических трактатов и литературы оккультного направления.

Хотелось бы еще раз обратить внимание, что исследования Бостонского колледжа, в результате которого российские дети оказались лучшими в мире читателями, проводились среди детей 9-10 лет, то есть - по-нашему – четвероклассников. Не исключено, что результаты подобного исследования среди старшеклассников могли оказаться совсем другими.

Афанасьева Римма
Код для вставки в блог

Новости партнеров