Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 24.04.2024 : 93,2918
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 24.04.2024 : 99,5609

Виктор Ерофеев: «Следующую нобелевку с удовольствием бы отдал Сорокину»

В доме известного писателя и телеведущего Виктора Ерофеева царит, что называется, самый настоящий художественный бардак. На диванах и на столах - развалы книг и журналов, повсюду разбросаны бумаги, блокноты, рукописи. Здесь же у стен ожидают своего гвоздя многочисленные картины, в углу примостился скелет торшера с разобранным абажуром. В меблированном пространстве старина соседствует с новинками современного искусства. А венчает весь этот интерьер в интерьере напольная бутылка шотландского виски. Короче, сразу видно – здесь живет исключительно творческая личность.

Кроме самого хозяина меня встретили его жена – Евгения, маленькая дочка Майя и красивоглазая кошка Настя, которая все интервью пролежала на моих коленях. «Она очень любит гостей», - объяснил Ерофеев.

- Вся семья в сборе, Виктор Владимирович…

- Да. Мы на чемоданах. Сегодня уезжаем.

- Куда, если не секрет?

- Сначала на несколько дней в Милан, потом – в Париж. И еще я хотел бы заехать в Ригу.

- До Нового года обернетесь?

- Конечно. Новый год мы привыкли встречать здесь, в Москве, либо на даче – с баней, елкой во дворе, песнями и танцами. У нас давно сложились две традиции: На новый год собираемся с друзьями Жениного возраста, то есть с молодежью или же – в кругу моего поколения. Как будет на этот раз, посмотрим – время еще есть.

- А до парламентских выборов – всего несколько дней. Насколько это событие представляет для Вас интерес?

- Не могу сказать, что мне это интересно. Все мы уже заранее знаем победителя. А когда результат известен – как в загадке с очевидным ответом - интерес пропадает.

- И Ваше предположение совпадает с Вашим выбором?

- Совпадает только в том смысле, что мои догадки – как все будет специально продумано и подготовлено – оправдались.

- Насколько, по Вашему мнению, верен путь России к демократии?

- Россия идет от демократии – к государству с сильным лидером и консервативно-религиозной идеологией.

- Как писатель, Вы получили известность с началом перестройки, когда появились на публике в компании Пригова, Рубинштейна, Арабова, Бунимовича. Что из того, о чем мечталось 20 лет назад, удалось?

- Я хорошо помню 1988 год. Это было время фантастического ощущения свободы, чувства весны, апреля, оттепели… Правда, потом, оказалось, что и весна грязная, и лета мы не заметили, и осень как-то пролетела. А сейчас в России – зима. Такой вот на языке аллегорий цикл природы вышел.

- Виктор Владимирович, у Вас никогда не возникало желания покинуть Россию и уехать, скажем, в благополучную Францию? Тем более, что Вы долгое время жили в этой стране, в совершенстве владеете языком и вообще чувствуете себя там, как дома.

- У меня все было гораздо сложнее. Еще в 79-м году меня собирались выслать из страны, как Солженицына, но так и не выслали. Вместо этого, убрали моего отца с работы – в то время он был послом в Австрии. И, конечно, если папу – в страну, а меня – из страны, это была бы весьма странная рокировка. Кроме того, нам надо было сохранить семью. А писателю в России, при всех сложностях, интересно жить. Да и русский язык плохо приживается в эмиграции. И во Франции тоже, где я, действительно, долго жил – в детстве, и последние полгода. Сейчас я могу позволить себе жить на несколько домов в разных странах. Не считая нашего небольшого прибежища в Коктебеле. Но мой дом все-таки в Москве. Здесь – работа, здесь – моя программа на телевидении.

- Кстати, о телевидении. Канал «Культура» едва ли не единственный, за который культурному зрителю не бывает ни обидно, ни стыдно. На Ваш взгляд «Культура» в полной мере оправдывает свое название? Или все же есть недостатки?

- Мне трудно решать за руководство, но, уверен, на сегодняшний день, канал «Культура» выполняет свои функции на все сто процентов. Свой вклад привносит и моя программа «Апокриф», главной целью которой является выявление базовых ценностей человеческой жизни. Эти ценности столько раз и так сильно изменялись, что теперь мы остались у разбитого корыта. В беседах с нашими гостями мы и стараемся найти выход из такой нерадостной ситуации. Я очень рад, что программа любима и популярна.

- Бытует мнение, что современная отечественная литература держится на трех китах – Пелевин, Сорокин, Акунин. Однако, что-то подсказывает мне – Вы с этим не согласны…

- Не согласен. Думаю, вместо Акунина можно меня поставить.

- А кому бы Вы дали очередную Нобелевскую премию в области литературы?

- Сорокину. С удовольствием бы. Сорокин очень хороший писатель, и я думаю, он когда-нибудь получит эту премию. Надеюсь.

В этот момент раздался детский плач, и в гостиную вбежала Майя. Ерофеев подхватил малышку на руки и принялся терпеливо выяснять причину скандала: «Что случилось? Ты же у меня никогда не плачешь?». Вскоре дочка успокоилась и пожаловалась: «Я хочу конфету, а мама мне не дает!» Конфликт был улажен.

- Виктор Владимирович, как бы Вы оценили состояние русской литературы на сегодняшний день? Только честно.

- Честно – неплохое. Я вообще отношусь к нашей литературе так же, как к нашему балету. И то, и другое всегда было на высоком уровне, и непрерывно развивалось, и постоянно появлялись таланты. У меня есть две книги – «Лабиринт 1» и «Лабиринт 2», посвященные моим любимым писателям – русским и зарубежным.

- У многих наших соотечественников Ерофеев ассоциируется исключительно с романом «Русская красавица». Почему так происходит?

- Разве? Не знаю – не знаю… Просто, дело в том, что «Русская красавица» наиболее растиражирована. Ее давно знают. Но, скажем, мой роман «Мужчины» тоже хорошо идет. Или «Энциклопедия русской души»… По читателям знаю. А может во мне говорит отеческая любовь, ведь к каждой своей книге я отношусь, как к своему ребенку.

- «Русскую красавицу» мог написать только настоящий знаток женщин. Так кто же она - современная женщина?

- За последние сто лет женщина сильно изменилась. С одной стороны она раскрепостилась, стала независимой, рассталась со многими условностями и комплексами. Но с другой – женщина продолжает быть заложницей собственного тела! – Ерофеев прикурил улыбку и сделал неопределенный жест рукой. Кошка Настя урчала, лениво помахивала хвостом и продолжала невозмутимо лежать на коленях. – Ну может быть, это не рабство, а борьба… Как иначе объяснить ту войну, которую женщина ведет со своим обликом, данным ей природой? Лишний вес, волосяной покров на ногах, первые морщинки – что только не огорчает современную женщину. И как следствие – эти бесконечные пластические операции, изнуряющие диеты… Мало того. Я абсолютно убежден, что девушка теряет невинность не в момент дефлорации, а когда объявляет войну своему телу под девизом «тело в дело!».

- Получается, что тело женщине не принадлежит, а является собственностью законодателей моды?

- Только так! Женщина стремится к сомнительному эталону красоты, теряя свою органичность, естественность, индивидуальность, а значит, и сексапильность.

- Однако согласитесь, не всех женщин природа целует. Порой идешь по улице, видишь девушку – дворняжка дворняжкой… И что плохого в том, если она решит немного преобразиться?

- Я, конечно, не говорю, что женщина не должна следить за собой. Безусловно, она должна хорошо выглядеть. Но только через свою органику. Иными словами, тело женщины должно соответствовать ее внутреннему миру. Вот когда эта гармония будет достигнута, тогда и можно навешивать на нее аксессуары моды.

- А вы – мужики, когда меняете одну молоденькую красотку на другую, конечно органику ищите?

- Мужик меняет женщин как раз потому, что ему надоедают и быстро наскучивают конвейерные красавицы – куклы глянца, похожие одна на другую. Вот он и ищет настоящую женщину. И если мужчина – не отморозок, то для него главное в женщине – личность. Он и спит с личностью, а не с телом.

- Личность – это не только гармония внешности и духовного мира. Это еще и характер. Как Вы относитесь к тому, что современные женщины часто сориентированы на карьеру?

- Да, к сожалению, многие женщины сегодня уходят от проверенной схемы «кухня – дети – церковь» в политику и бизнес, меняя свой природный романтизм на прагматизм. И добиваются порой больших успехов, чем мужчины. Однако я убежден, что карьеристка, может быть, и станет хорошим банкиром или политическим деятелем, но при этом будет плохой женщиной – «синим чулком».

- В нынешнем году Вы отметили 60-летний юбилей. К этому времени свою настоящую женщину Вы уже нашли. Но не смущает ли Вас довольно большая разница в возрасте?

- Моя жена Евгения младше меня на 34 года. Но между нами абсолютная гармония. Если есть органика, о которой я говорил, то проблем во взаимопонимании не возникает.

- Виктор Ерофеев – счастливый человек?

- Счастье – это такое моментальное понятие… Как прикосновение руки любимой женщины – чувствуешь только этот момент, а потом оно уходит, просто становится частью тебя, всех твоих ощущений.

Правительство Таиланда приняло решение установить срок безвизового пребывания в стране в 60 дней

Правительство Таиланда приняло решение установить срок безвизового пребывания в стране в 60 дней

По решению правительства Таиланда безвизовый срок пребывания в государстве для российских туристов составит 60 дней.

Школьники в Германии вынуждены переходить в ислам, чтобы избежать травли одноклассников

Школьники в Германии вынуждены переходить в ислам, чтобы избежать травли одноклассников

Стремительно растет количество мигрантов, которые просят убежища. Эта европейская страна — Германия — переживает серьезный миграционный кризис, признают специалисты.

Более половины занятых граждан РФ отметили, что их компании сталкиваются с нехваткой персонала

Более половины занятых граждан РФ отметили, что их компании сталкиваются с нехваткой персонала

Общий настрой россиян к началу 2024 года остается позитивным по отношению к ситуации на рынке труда и своему статусу в нем.

Исследование ВЦИОМ: только 2% россиян поедут за рубеж на майские праздники

Исследование ВЦИОМ: только 2% россиян поедут за рубеж на майские праздники

Большинство россиян предпочитают отдых внутри страны, собираясь посетить такие города, как Петербург, Москва, Казань и побережье Байкала.