Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 21.09.2018 : 66,4725
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 21.09.2018 : 77,7529

Общество

Александра сравнивает войну и мир

На этой неделе вышел в прокат новый фильм культового режиссера Александра Сокурова «Александра». Как рассказывает сам мастер – «В этом фильме «коллекция» характеров и кавказский фон. Но это не принципиально: на месте людей с Кавказа могли быть люди из других мест, любой национальности. Мы снимали в Грозном, в Ханкале, где располагается группировка российских войск. Но в картине никто не стреляет, никто никого не убивает. Люди разговаривают друг с другом. Слушают друг друга, всматриваются друг в друга. Наверное, нам всем этого не хватает. Мне этого всегда не хватало».

Сценарий «Александры» также принадлежит Сокурову; причем автор картины немного лукавит, когда называет сюжет картины простым. Историю, которая развертывается пред глазами, можно назвать сверхсложной уже хотя бы потому, что она все время ставит перед дилеммой – вроде все правильно, но в то же время, не по правилам. А именно, нет ощущения фильма как такового – художественность, практически, сведена на «нет». Зато есть острое чувство реальной жизни, дня сегодняшнего – эффект личного присутствия – все равно, что остановиться у окна и посмотреть на улицу.

Пожилая женщина Александра Николаевна – героиня легендарной оперной певицы Галины Вишневской – приезжает к своему внуку, который служит в Чечне. На протяжении нескольких дней она ходит по территории военной части, смотрит, как живут солдаты, знакомится с местным населением, и никому не объясняя, зачем она здесь, старается понять для себя что-то очень важное. «Чем-то пахнет…», - шепчет себе под нос Александра Николаевна. «Оружием и солдатами. Привыкай…», - отвечает внук. В этом и заключается сюжет картины, за все время которой – не смотря на место действия: Грозный, Ханкала – не раздалось ни единого выстрела.

Действительно, на фоне человечности «Александры» - где крупным планом взято умение говорить и слушать друг друга – пальба выглядела бы пошлой нелепостью. «И уже нет никакой речи о разном происхождении, разной крови. Когда возникает доверительная интонация, все остальное становится незначимым», - объясняет сам режиссер. «Вот мы смотрим на русских солдат… Какие-то они маленькие, как мальчишки. Вроде и пахнут мужчинами, но все равно, как дети», - произносит в беседе с Александрой Николаевной жительница чеченского села. «Не похож ты на офицера. Мужиковатый…», - вздыхает героиня фильма. «Может быть, я бы и чувствовал себя офицером, да столько народу пострелял… Это мне чести не добавляет», - отвечает он и вдруг поднимает суровую грузную бабушку на руки, точно целую жизнь… Или родину. И бережно несет по пыльной бетонке части – мимо казарм, орудий, БТР. Это, пожалуй, не только самый сильный момент картины, но и самый главный. «Александра» - своего рода, продолжение таких фильмов Сокурова, как «Мать и сын», «Отец и сын», «Восточная элегия», «Смиренная жизнь», «Дольче» - где в первую очередь речь идет о взаимоотношении поколений.


«Среди героев — военнослужащие, солдаты, офицеры и местные жители», - говорит Сокуров. И, действительно, особенность «Александры» в том, что в фильме, кроме Галины Вишневской, специально для которой и был написан сценарий, нет ни одной известной персоны, ни одного актера с именем. Это также не случайно, как и отсутствие беллетристики войны. Боевые выходы лишь обозначены, а люди – «ребята с нашего двора». И все, что обычно отвлекает внимание на себя, здесь угадывается на интуитивном уровне. Внука Александры Николаевны, капитана разведроты, мог бы сыграть любой популярный, хорошо знакомый зрителю артист с большим «военным» опытом в кино – тот же Алексей Кравченко, Игорь Лифанов или Алексей Серебряков. Но Сокуров видел в главном герое персонаж лермонтовского типа – немного фаталистом и не крутым, а трепетным, роль которого исполнил непрофессиональный актер, бывший сотрудник ОМОНа Василий Шевцов. Для него фильм «Александра» стал дебютом и, возможно, счастливым билетом в большое кино.

«Сказать, что я был счастлив, когда Сокуров пригласил меня в свой фильм, значит, ничего не сказать», - говорит Василий Шевцов. – «Этому режиссеру невозможно не доверять. Кроме того, все, что происходило на съемочной площадке, мне было захватывающе интересно. Меня ничуть не смущало, что съемки проводились в Чечне. Тем более, если уж киношники отважились везти в Чеченскую республику Вишневскую, значит, безопасность будет обеспечена. Правда, своей семье, чтобы не беспокоились, я сказал, что еду отдохнуть на черное море. Я очень надеюсь, что фильм «Александра» положит начало моей карьере в кино».

На премьерном показе фильма Галина Вишневская не сдержала слез, а о самой картине говорит, как о работе, в которой нет морализаторства: «Здесь нет историй героев. Нет военных действий. Подразумевается, что это пожилая женщина, возможно, учитель в прошлом, жена военного и внук тоже военный. Просто русская женщина, и ее глазами - вся ситуация».


С премьерой Александра Сокурова в Newsinfo поздравляет заслуженный артист РФ Андрей Ильин: «Не скажу, что Сокуров – гениальный режиссер, просто боюсь апеллировать такими словами. Но он бесспорно крупнейший художник-экспериментатор нашего кинематографа. Сокуров никогда не изменял себе в своем творчестве. Никогда не шел на поводу у времени. И тем более, никогда не ориентировался на пожелания власти. Его имя можно ставить рядом с именами Тарковского и Бондарчука - старшего. Мои любимые картины Александра Сокурова – «Русский ковчег», «Отец и сын», «Петербургский дневник», «Молох». Перечислять могу долго. И каждый новый фильм всегда жду с нетерпением. И, конечно, обязательно, как только немного освобожусь, посмотрю «Александру». Но, зная Сокурова, уже заранее могу сказать, что это кино – большое событие. Сокуров есть Сокуров. Я поздравляю его с премьерой и желаю оставаться в строю, как можно дольше».

Звезда сериалов «Татьянин день» и «Пушкин: последняя дуэль» Анна Снаткина призналась Newsinfo , что мечтает лично познакомиться с Александром Сокуровым: «Это великий мастер и талантливейший человек. Я абсолютно убеждена в том, что каждый начинающий режиссер должен на него равняться, а каждый молодой актер – пройти школу Сокурова. Я бы сочла за честь не только лично познакомиться с ним, но и сниматься в его картинах. В ближайшее время собираюсь посмотреть «Александру», но точно знаю – Сокуров в очередной раз подтвердит свое мастерство и свой гений».

Александр Сокуров, еще будучи студентом исторического факультета Горьковского Университета, начал работать на местном телевидении. В 19 лет он дебютировал, как режиссер, выпустив свои первые телевизионные программы. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка, а в 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа - в мастерскую документального кино Александра Згуриди. Однако обучение завершил раньше срока из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино. Практически, все студенческие работы Сокурова категорически отвергались - молодого режиссера обвиняли в антисоветских настроениях. Так его первая картина «Одинокий голос человека», снятая по мотивам повести писателя Андрея Платонова, которая позже получила ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. Но именно это время для Сокурова знаменательно поддержкой выдающегося и тогда опального для властей режиссера Андрея Тарковского. Неудивительного в том, что в дальнейшем, во многих картинах Сокурова прослеживается духовное и профессиональное влияние Тарковского. С его помощью в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии «Ленфильм».


Первые фильмы, снятые Александром Сокуровым, вызвали резкую критику и негодование у партийного руководства города и в Госкино. Долгое время, вплоть до перестройки режиссер оставался «вне закона» - все его работы были строго запрещены советской цензурой к показу. И только в конце 80-х ряд ранее снятых Сокуровым игровых и документальных фильмов увидели свет и представили русское кино на многих международных кинофестивалях. Режиссер становится лауреатом многих премий, а в 1995 году по решению Европейской Киноакадемии его имя было включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.


Image

Майк Помпео: США стремятся к улучшению отношений с Россией

Руководитель американского госдепартамента Майк Помпео заявил о стремлении США улучшить отношения с Россией.

Image

Госдеп: прямых санкций в отношении "Аэрофлота" не будет

Власти США не собираются вводить прямые санкции против российской авиакомпании "Аэрофлот", заявили в Госдепе.

Image

Доллар и евро резко выросли в цене

8 августа доллар и евро увеличились в цене более чем на 1,5 рубля.

Два Маугли. Два мира. Две нации

Психику человека формируют те образы и символы, которые были с ним в его детстве, это известный факт.

Image

В России отменяется внутрисетевой роуминг

Руководители сотовых компаний России начали рассылать уведомления клиентам об отмене внутрисетевого роуминга.

Врач, спасший от смерти тысячи заключенных

Более 20 лет хирург Георгий Синяков заведовал отделением городской больницы.

Полные варианты известных поговорок

Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса].

Итальянская мудрость

1. Когда игра заканчивается, король и пешка падают в одну и ту же коробку.