Курсы валют: USD 17/01 59.6067 0.2367 EUR 17/01 63.2308 0.1086 Фондовые индексы: РТС 18:50 1151.05 -0.62% ММВБ 18:50 2189.07 -0.28%

Александра сравнивает войну и мир

Общество | 23.11.2007


На этой неделе вышел в прокат новый фильм культового режиссера Александра Сокурова «Александра». Как рассказывает сам мастер – «В этом фильме «коллекция» характеров и кавказский фон. Но это не принципиально: на месте людей с Кавказа могли быть люди из других мест, любой национальности. Мы снимали в Грозном, в Ханкале, где располагается группировка российских войск. Но в картине никто не стреляет, никто никого не убивает. Люди разговаривают друг с другом. Слушают друг друга, всматриваются друг в друга. Наверное, нам всем этого не хватает. Мне этого всегда не хватало».


Сценарий «Александры» также принадлежит Сокурову; причем автор картины немного лукавит, когда называет сюжет картины простым. Историю, которая развертывается пред глазами, можно назвать сверхсложной уже хотя бы потому, что она все время ставит перед дилеммой – вроде все правильно, но в то же время, не по правилам. А именно, нет ощущения фильма как такового – художественность, практически, сведена на «нет». Зато есть острое чувство реальной жизни, дня сегодняшнего – эффект личного присутствия – все равно, что остановиться у окна и посмотреть на улицу.

Пожилая женщина Александра Николаевна – героиня легендарной оперной певицы Галины Вишневской – приезжает к своему внуку, который служит в Чечне. На протяжении нескольких дней она ходит по территории военной части, смотрит, как живут солдаты, знакомится с местным населением, и никому не объясняя, зачем она здесь, старается понять для себя что-то очень важное. «Чем-то пахнет…», - шепчет себе под нос Александра Николаевна. «Оружием и солдатами. Привыкай…», - отвечает внук. В этом и заключается сюжет картины, за все время которой – не смотря на место действия: Грозный, Ханкала – не раздалось ни единого выстрела.

Действительно, на фоне человечности «Александры» - где крупным планом взято умение говорить и слушать друг друга – пальба выглядела бы пошлой нелепостью. «И уже нет никакой речи о разном происхождении, разной крови. Когда возникает доверительная интонация, все остальное становится незначимым», - объясняет сам режиссер. «Вот мы смотрим на русских солдат… Какие-то они маленькие, как мальчишки. Вроде и пахнут мужчинами, но все равно, как дети», - произносит в беседе с Александрой Николаевной жительница чеченского села. «Не похож ты на офицера. Мужиковатый…», - вздыхает героиня фильма. «Может быть, я бы и чувствовал себя офицером, да столько народу пострелял… Это мне чести не добавляет», - отвечает он и вдруг поднимает суровую грузную бабушку на руки, точно целую жизнь… Или родину. И бережно несет по пыльной бетонке части – мимо казарм, орудий, БТР. Это, пожалуй, не только самый сильный момент картины, но и самый главный. «Александра» - своего рода, продолжение таких фильмов Сокурова, как «Мать и сын», «Отец и сын», «Восточная элегия», «Смиренная жизнь», «Дольче» - где в первую очередь речь идет о взаимоотношении поколений.


«Среди героев — военнослужащие, солдаты, офицеры и местные жители», - говорит Сокуров. И, действительно, особенность «Александры» в том, что в фильме, кроме Галины Вишневской, специально для которой и был написан сценарий, нет ни одной известной персоны, ни одного актера с именем. Это также не случайно, как и отсутствие беллетристики войны. Боевые выходы лишь обозначены, а люди – «ребята с нашего двора». И все, что обычно отвлекает внимание на себя, здесь угадывается на интуитивном уровне. Внука Александры Николаевны, капитана разведроты, мог бы сыграть любой популярный, хорошо знакомый зрителю артист с большим «военным» опытом в кино – тот же Алексей Кравченко, Игорь Лифанов или Алексей Серебряков. Но Сокуров видел в главном герое персонаж лермонтовского типа – немного фаталистом и не крутым, а трепетным, роль которого исполнил непрофессиональный актер, бывший сотрудник ОМОНа Василий Шевцов. Для него фильм «Александра» стал дебютом и, возможно, счастливым билетом в большое кино.

«Сказать, что я был счастлив, когда Сокуров пригласил меня в свой фильм, значит, ничего не сказать», - говорит Василий Шевцов. – «Этому режиссеру невозможно не доверять. Кроме того, все, что происходило на съемочной площадке, мне было захватывающе интересно. Меня ничуть не смущало, что съемки проводились в Чечне. Тем более, если уж киношники отважились везти в Чеченскую республику Вишневскую, значит, безопасность будет обеспечена. Правда, своей семье, чтобы не беспокоились, я сказал, что еду отдохнуть на черное море. Я очень надеюсь, что фильм «Александра» положит начало моей карьере в кино».

На премьерном показе фильма Галина Вишневская не сдержала слез, а о самой картине говорит, как о работе, в которой нет морализаторства: «Здесь нет историй героев. Нет военных действий. Подразумевается, что это пожилая женщина, возможно, учитель в прошлом, жена военного и внук тоже военный. Просто русская женщина, и ее глазами - вся ситуация».


С премьерой Александра Сокурова в Newsinfo поздравляет заслуженный артист РФ Андрей Ильин: «Не скажу, что Сокуров – гениальный режиссер, просто боюсь апеллировать такими словами. Но он бесспорно крупнейший художник-экспериментатор нашего кинематографа. Сокуров никогда не изменял себе в своем творчестве. Никогда не шел на поводу у времени. И тем более, никогда не ориентировался на пожелания власти. Его имя можно ставить рядом с именами Тарковского и Бондарчука - старшего. Мои любимые картины Александра Сокурова – «Русский ковчег», «Отец и сын», «Петербургский дневник», «Молох». Перечислять могу долго. И каждый новый фильм всегда жду с нетерпением. И, конечно, обязательно, как только немного освобожусь, посмотрю «Александру». Но, зная Сокурова, уже заранее могу сказать, что это кино – большое событие. Сокуров есть Сокуров. Я поздравляю его с премьерой и желаю оставаться в строю, как можно дольше».

Звезда сериалов «Татьянин день» и «Пушкин: последняя дуэль» Анна Снаткина призналась Newsinfo , что мечтает лично познакомиться с Александром Сокуровым: «Это великий мастер и талантливейший человек. Я абсолютно убеждена в том, что каждый начинающий режиссер должен на него равняться, а каждый молодой актер – пройти школу Сокурова. Я бы сочла за честь не только лично познакомиться с ним, но и сниматься в его картинах. В ближайшее время собираюсь посмотреть «Александру», но точно знаю – Сокуров в очередной раз подтвердит свое мастерство и свой гений».

Александр Сокуров, еще будучи студентом исторического факультета Горьковского Университета, начал работать на местном телевидении. В 19 лет он дебютировал, как режиссер, выпустив свои первые телевизионные программы. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка, а в 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа - в мастерскую документального кино Александра Згуриди. Однако обучение завершил раньше срока из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино. Практически, все студенческие работы Сокурова категорически отвергались - молодого режиссера обвиняли в антисоветских настроениях. Так его первая картина «Одинокий голос человека», снятая по мотивам повести писателя Андрея Платонова, которая позже получила ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. Но именно это время для Сокурова знаменательно поддержкой выдающегося и тогда опального для властей режиссера Андрея Тарковского. Неудивительного в том, что в дальнейшем, во многих картинах Сокурова прослеживается духовное и профессиональное влияние Тарковского. С его помощью в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии «Ленфильм».


Первые фильмы, снятые Александром Сокуровым, вызвали резкую критику и негодование у партийного руководства города и в Госкино. Долгое время, вплоть до перестройки режиссер оставался «вне закона» - все его работы были строго запрещены советской цензурой к показу. И только в конце 80-х ряд ранее снятых Сокуровым игровых и документальных фильмов увидели свет и представили русское кино на многих международных кинофестивалях. Режиссер становится лауреатом многих премий, а в 1995 году по решению Европейской Киноакадемии его имя было включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.


Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров