Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 56,5892
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 69,3953
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 78,8231
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 22.01.2018 : 45,4242

Страна

Керченская катастрофа: и вновь "Кто виноват?" и "Что делать?"

Вереница кораблекрушений, происшедшая в минувшие выходные на Черном море, имеет мало аналогов в истории судоходства. Напомним, что во время шторма за один день затонули пять кораблей российского и зарубежного торгового флота, еще 10 получили повреждения различной степени тяжести. В воду попали до 2000 тонн мазута и до 7000 тонн серы.

В результате бедствия береговая полоса оказалась загрязненной на расстоянии многих километров и в России, и на Украине. По данным МЧС РФ, в настоящий момент отмечены два основных места выброса мазута – у населенного пункта Ильич, где пятно растянулось на 800 метров вдоль берега и на всем протяжении косы Тузла. Еще одно пятно движется в сторону Украины. По данным очевидцев, берег просто завален мертвой птицей и рыбой. На сегодняшний день обнаружено 30 тысяч погибших птиц, столько же погибнут в ближайшее время, а нефтепродуктами заражено 30 тысяч квадратных метров акватории и береговой линии. Но главное – погибли люди. По меньшей мере – трое человек. Пропали без вести еще пятеро и шансы найти их живыми, увы, с каждым часом тают.

Положение сильно затрудняет то, что большая часть разлившегося мазута уже осела на морское дно и очистить его до лета будет просто невозможно. В настоящее время российские и украинские природоохранные ведомства занимаются подсчетом ущерба. По предварительной оценке крымских властей он оценивается в 20 млн долларов. Еще более пессимистичны российские экологи. По их мнению, на ликвидацию последствий экологического бедствия в Керченском проливе потребуется до 10 лет, а на очистку акватории и побережья необходимо четыре млрд рублей. По данным заместителя начальника Росприроднадзора Олега Митволя, на восстановление экологического состояния района катастрофы потребуется не один месяц, и эти процедуры будут включать в себя "большое количество восстановительных мероприятий".

Некоторые специалисты считают, что самое страшное – это разлив мазута, который еще долго будет угнетать ихтиофауну региона. В соответствии с этой точкой зрения, ситуация с серой более спокойная – перевозившие ее сухогрузы якобы затонули на относительно небольшой глубине, и уже рассматривается вопрос об их возможном подъеме. Кроме того, говорят и о том, что сера была герметично упакована и потому не должна оказаться в воде. Однако насколько герметично – пока неизвестно. При этом другие эксперты бьют особую тревогу в связи с попаданием в воду именно серы. Ситуация осложняется тем, что она находилась сразу на трех затонувших кораблях. Так, президент Российского Зеленого Креста, академик Сергей Барановский и член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии Марина Медведева заявили, что сера намного опаснее для экологии, мазут. Дело в том, что если по каким-то причинам она вступит в контакт с морской водой, то в регионе могут выпасть кислотные дожди.

Но в МЧС России ситуацию не драматизируют (по крайней мере, в мировой практике бывали истории и похуже - см. досье в конце текста) и стараются сделать все возможное для исправления ситуации. Уже приняты меры для непопадания мазута в Азовское море: в районе происшествия установлены боновые заграждения и дамба, препятствующие проникновению нефтепродуктов в незараженную акваторию. Большая надежда и на достижения "химических гениев" современности. Так, в район катастрофы доставлено до 20 тонн специального вещества для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов. Кроме того, уже собраны сотни тонн мазута, что составляет около половины от вылившегося в море. О серьезности ситуации говорит хотя бы тот факт, что для очистки береговой линии с занятий снимут студентов высших учебных заведений Краснодарского края.

Кто же виноват в случившемся, и кто должен понести ответственность за гибель людей, кораблей и колоссальный урон природе? Кажется, все ясно и понятно: согласно первым заявлениям СМИ, 15 капитанов пострадавших российских, грузинских, украинских и прочих кораблей разом решили сыграть в русскую рулетку и выйти в шторм в море. Поначалу вину за катастрофу на них возлагали и МЧС, и прокуратура. Однако теперь выясняются все новые подробности дела: оказывается, что береговые службы сделали всего одно штормовое предупреждение – поздно вечером 10 ноября, причем оно не вызывало серьезных опасений. По словам новороссийского транспортного прокурора Максима Степаненко, "у капитанов была возможность для того, чтобы покинуть опасный район".

А о том, что поднимется настоящий шторм, по капитанским данным, их никто не извещал. Стоит заметить, что сами капитаны винят как раз украинские береговые службы, которые во многом способствовали столпотворению кораблей в Керченском проливе. Причем то же утверждают и капитаны тех судов, которые благополучно выбрались из трудной ситуации.

Однако масштабы катастрофы могли быть еще больше: на момент шторма на стоянке в проливе было более 60 кораблей, из которых около трети составляли танкеры с грузом на борту. Но как только погода стала ухудшаться, украинские береговые службы Керченского порта закрыли проход в тихое Азовское море, где они могли благополучно отсидеться. И открыли его уже тогда, когда корабли вышли в открытое море, чтобы именно там переждать шторм, а не оставаться у берега, где их могло разбить о камни.

Интересно также мнение главы Государственной морской спасательной службы Министерства транспорта России Анатолия Янчука, который заявил, что "у нас пока не научились точно давать погоду, и это подтверждают факты морских аварий".

Судя по последним заявлениям премьера Виктора Зубкова, отвечать придется компаниям-судовладельцам. Впрочем, виновных еще должны определить соответствующие органы. В настоящее время по факту происшествий возбуждено уголовное дело по 252 и 263 статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации – "Загрязнение вод" и "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта". Много вопросов у транспортной прокуратуры вызывает и исполнение капитанами предписаний для судов типа "река–море", которые из-за особенностей своей классификации не выдерживают сильных штормов. Кроме того, она еще оценит так называемый "человеческий фактор" и правильность "принятия управленческих решений".

Однако что же необходимо сделать для того, чтобы подобные происшествия не повторялись? Премьер-министр Украины Виктор Янукович уже предложил на встрече со своим российским коллегой изменить условия эксплуатации Керченского пролива. В то же время он призвал не политизировать ситуацию и скоординировать усилия соответствующих ведомств двух стран для недопущения таких чрезвычайных происшествий в будущем.

Между тем, далеко не все на Украине по понятным причинам воспринимают произошедшее именно таким образом. Например, видный представитель блока Юлии Тимошенко бизнесмен Константин Кисленков в своем интервью " NewsInfo " заявил следующее: "Украинская сторона должна получить от Москвы возмещение ущерба. Неважно, кто будет платить – государство или судоходные компании, которым принадлежали потонувшие корабли, испортившие нашу экологию. Если этого не произойдет, мы получим очередное и наглядное подтверждение того, что Россия относится к нам не только без уважения, но и враждебно".

На первый взгляд, возразить здесь нечего. И хотя ущерб экологии нанесли не только отечественные корабли, значительная доля вины ложится на российскую сторону. Однако не надо забывать о странных действиях российских и украинских береговых служб и о не до конца точных метеосводках. Поэтому для расследования случившегося необходимо создать двустороннюю комиссию, которая и установит степень вины метеослужб, компаний-судовладельцев, портовых властей и конкретных капитанов.

Досье NewsInfo

История крупнейших экологических катастроф на воде

Стоит заметить, что череда происшествий в Керченском проливе далеко не первый и, к сожалению, видимо не последний трагический случай в истории гражданского флота и, в частности, эксплуатации танкеров.

18 марта 1967 г. произошла первая из самых ужасных экологических катастроф, связанных с загрязнением Мирового океана нефтью. Из-за навигационной ошибки танкер Torrey Canyon под либерийским флагом, на борту которого находились 120 000 тонн "черного золота", наскочил на риф у берегов Великобритании. Почти вся нефть вылилась в море, загрязнив 1000 квадратных километров. Очистка английского и французского побережья продолжалась несколько месяцев.

В марте 1978 г. у побережья полуострова Бретань во Франции разбился принадлежавший компании "Амоко" танкер Кадис. В море попали 220 000 т нефти.

19 июля 1979 г. в Карибском море недалеко от острова Тобаго столкнулись два танкера, в результате чего в воду вылилось 280 000 т нефти.

25 марта 1989 г. танкер "Вальдес" компании "Экссон" сел на мель у побережья Аляски. В воду вылилось свыше 30 000 т нефти. От загрязнения пострадало более 2400 км побережья.

В ноябре 2002 года в результате происшествия у испанского побережья с танкером Prestige, вытекло свыше 17 тысяч тонн нефти.

В ночь с 8 на 9 января 2007 года в Ормузском проливе произошло столкновение американской атомной подлодки с японским супертанкером водоизмещением 0,3 млн тонн, которое едва не закончилось глобальной экологической катастрофой.

13 января 2007 года у берегов Норвегии потерпел крушение кипрский танкер "Сервер", из которого в море вылилось 270 тонн нефти.

Image

Президент наводит марафет – Франция смеется

Эммануэль Макрон никакими доходами не обладает, его супруга получает пенсию провинциальной учительницы, но это не мешает главе республики тратить десятки тысяч евро... на макияж.

Image

Гендиректор АО «ОЗК» М.Кийко получил Диплом РБИ «Организация года»

Генеральный директор АО «Объединенная зерновая компания» Михаил Кийко получил Диплом и Серебряный крест Русского биографического института. Награду ему вручили на торжественной церемонии, посвященной награждению лауреатов премии.