Курсы валют: USD 19/01 59.183 -0.2185 EUR 19/01 63.2252 -0.0612 Фондовые индексы: РТС 18:50 1151.65 -0.42% ММВБ 18:50 2170.09 -0.40%

Керченская катастрофа: и вновь "Кто виноват?" и "Что делать?"

Страна | 14.11.2007


Вереница кораблекрушений, происшедшая в минувшие выходные на Черном море, имеет мало аналогов в истории судоходства. Напомним, что во время шторма за один день затонули пять кораблей российского и зарубежного торгового флота, еще 10 получили повреждения различной степени тяжести. В воду попали до 2000 тонн мазута и до 7000 тонн серы.


В результате бедствия береговая полоса оказалась загрязненной на расстоянии многих километров и в России, и на Украине. По данным МЧС РФ, в настоящий момент отмечены два основных места выброса мазута – у населенного пункта Ильич, где пятно растянулось на 800 метров вдоль берега и на всем протяжении косы Тузла. Еще одно пятно движется в сторону Украины. По данным очевидцев, берег просто завален мертвой птицей и рыбой. На сегодняшний день обнаружено 30 тысяч погибших птиц, столько же погибнут в ближайшее время, а нефтепродуктами заражено 30 тысяч квадратных метров акватории и береговой линии. Но главное – погибли люди. По меньшей мере – трое человек. Пропали без вести еще пятеро и шансы найти их живыми, увы, с каждым часом тают.

Положение сильно затрудняет то, что большая часть разлившегося мазута уже осела на морское дно и очистить его до лета будет просто невозможно. В настоящее время российские и украинские природоохранные ведомства занимаются подсчетом ущерба. По предварительной оценке крымских властей он оценивается в 20 млн долларов. Еще более пессимистичны российские экологи. По их мнению, на ликвидацию последствий экологического бедствия в Керченском проливе потребуется до 10 лет, а на очистку акватории и побережья необходимо четыре млрд рублей. По данным заместителя начальника Росприроднадзора Олега Митволя, на восстановление экологического состояния района катастрофы потребуется не один месяц, и эти процедуры будут включать в себя "большое количество восстановительных мероприятий".

Некоторые специалисты считают, что самое страшное – это разлив мазута, который еще долго будет угнетать ихтиофауну региона. В соответствии с этой точкой зрения, ситуация с серой более спокойная – перевозившие ее сухогрузы якобы затонули на относительно небольшой глубине, и уже рассматривается вопрос об их возможном подъеме. Кроме того, говорят и о том, что сера была герметично упакована и потому не должна оказаться в воде. Однако насколько герметично – пока неизвестно. При этом другие эксперты бьют особую тревогу в связи с попаданием в воду именно серы. Ситуация осложняется тем, что она находилась сразу на трех затонувших кораблях. Так, президент Российского Зеленого Креста, академик Сергей Барановский и член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии Марина Медведева заявили, что сера намного опаснее для экологии, мазут. Дело в том, что если по каким-то причинам она вступит в контакт с морской водой, то в регионе могут выпасть кислотные дожди.

Но в МЧС России ситуацию не драматизируют (по крайней мере, в мировой практике бывали истории и похуже - см. досье в конце текста) и стараются сделать все возможное для исправления ситуации. Уже приняты меры для непопадания мазута в Азовское море: в районе происшествия установлены боновые заграждения и дамба, препятствующие проникновению нефтепродуктов в незараженную акваторию. Большая надежда и на достижения "химических гениев" современности. Так, в район катастрофы доставлено до 20 тонн специального вещества для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов. Кроме того, уже собраны сотни тонн мазута, что составляет около половины от вылившегося в море. О серьезности ситуации говорит хотя бы тот факт, что для очистки береговой линии с занятий снимут студентов высших учебных заведений Краснодарского края.

Кто же виноват в случившемся, и кто должен понести ответственность за гибель людей, кораблей и колоссальный урон природе? Кажется, все ясно и понятно: согласно первым заявлениям СМИ, 15 капитанов пострадавших российских, грузинских, украинских и прочих кораблей разом решили сыграть в русскую рулетку и выйти в шторм в море. Поначалу вину за катастрофу на них возлагали и МЧС, и прокуратура. Однако теперь выясняются все новые подробности дела: оказывается, что береговые службы сделали всего одно штормовое предупреждение – поздно вечером 10 ноября, причем оно не вызывало серьезных опасений. По словам новороссийского транспортного прокурора Максима Степаненко, "у капитанов была возможность для того, чтобы покинуть опасный район".

А о том, что поднимется настоящий шторм, по капитанским данным, их никто не извещал. Стоит заметить, что сами капитаны винят как раз украинские береговые службы, которые во многом способствовали столпотворению кораблей в Керченском проливе. Причем то же утверждают и капитаны тех судов, которые благополучно выбрались из трудной ситуации.

Однако масштабы катастрофы могли быть еще больше: на момент шторма на стоянке в проливе было более 60 кораблей, из которых около трети составляли танкеры с грузом на борту. Но как только погода стала ухудшаться, украинские береговые службы Керченского порта закрыли проход в тихое Азовское море, где они могли благополучно отсидеться. И открыли его уже тогда, когда корабли вышли в открытое море, чтобы именно там переждать шторм, а не оставаться у берега, где их могло разбить о камни.

Интересно также мнение главы Государственной морской спасательной службы Министерства транспорта России Анатолия Янчука, который заявил, что "у нас пока не научились точно давать погоду, и это подтверждают факты морских аварий".

Судя по последним заявлениям премьера Виктора Зубкова, отвечать придется компаниям-судовладельцам. Впрочем, виновных еще должны определить соответствующие органы. В настоящее время по факту происшествий возбуждено уголовное дело по 252 и 263 статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации – "Загрязнение вод" и "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта". Много вопросов у транспортной прокуратуры вызывает и исполнение капитанами предписаний для судов типа "река–море", которые из-за особенностей своей классификации не выдерживают сильных штормов. Кроме того, она еще оценит так называемый "человеческий фактор" и правильность "принятия управленческих решений".

Однако что же необходимо сделать для того, чтобы подобные происшествия не повторялись? Премьер-министр Украины Виктор Янукович уже предложил на встрече со своим российским коллегой изменить условия эксплуатации Керченского пролива. В то же время он призвал не политизировать ситуацию и скоординировать усилия соответствующих ведомств двух стран для недопущения таких чрезвычайных происшествий в будущем.

Между тем, далеко не все на Украине по понятным причинам воспринимают произошедшее именно таким образом. Например, видный представитель блока Юлии Тимошенко бизнесмен Константин Кисленков в своем интервью " NewsInfo " заявил следующее: "Украинская сторона должна получить от Москвы возмещение ущерба. Неважно, кто будет платить – государство или судоходные компании, которым принадлежали потонувшие корабли, испортившие нашу экологию. Если этого не произойдет, мы получим очередное и наглядное подтверждение того, что Россия относится к нам не только без уважения, но и враждебно".

На первый взгляд, возразить здесь нечего. И хотя ущерб экологии нанесли не только отечественные корабли, значительная доля вины ложится на российскую сторону. Однако не надо забывать о странных действиях российских и украинских береговых служб и о не до конца точных метеосводках. Поэтому для расследования случившегося необходимо создать двустороннюю комиссию, которая и установит степень вины метеослужб, компаний-судовладельцев, портовых властей и конкретных капитанов.

Досье NewsInfo

История крупнейших экологических катастроф на воде

Стоит заметить, что череда происшествий в Керченском проливе далеко не первый и, к сожалению, видимо не последний трагический случай в истории гражданского флота и, в частности, эксплуатации танкеров.

18 марта 1967 г. произошла первая из самых ужасных экологических катастроф, связанных с загрязнением Мирового океана нефтью. Из-за навигационной ошибки танкер Torrey Canyon под либерийским флагом, на борту которого находились 120 000 тонн "черного золота", наскочил на риф у берегов Великобритании. Почти вся нефть вылилась в море, загрязнив 1000 квадратных километров. Очистка английского и французского побережья продолжалась несколько месяцев.

В марте 1978 г. у побережья полуострова Бретань во Франции разбился принадлежавший компании "Амоко" танкер Кадис. В море попали 220 000 т нефти.

19 июля 1979 г. в Карибском море недалеко от острова Тобаго столкнулись два танкера, в результате чего в воду вылилось 280 000 т нефти.

25 марта 1989 г. танкер "Вальдес" компании "Экссон" сел на мель у побережья Аляски. В воду вылилось свыше 30 000 т нефти. От загрязнения пострадало более 2400 км побережья.

В ноябре 2002 года в результате происшествия у испанского побережья с танкером Prestige, вытекло свыше 17 тысяч тонн нефти.

В ночь с 8 на 9 января 2007 года в Ормузском проливе произошло столкновение американской атомной подлодки с японским супертанкером водоизмещением 0,3 млн тонн, которое едва не закончилось глобальной экологической катастрофой.

13 января 2007 года у берегов Норвегии потерпел крушение кипрский танкер "Сервер", из которого в море вылилось 270 тонн нефти.

Балмасов Сергей
Код для вставки в блог

Новости партнеров