Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

Славянская душка и граждане-кровопийцы

Общество | 12.11.2007


В минувшие выходные на экраны кинотеатров вышло сразу несколько картин разных жанров, среди которых стоит отметить трагикомедию голландского мэтра Йоса Стеллинга «Душка», выдвинутую на премию «Оскар-2008», триллер Дэвида Слейда «30 дней ночи» и политическую драму Роберта Редфорда «Львы для ягнят». Иными словами, есть, что посмотреть, и над чем подумать.

Невероятно человечный, замешанный на загадочной русской душе и, практически, бессловесный фильм режиссера-самоучки Стеллинга «Душка» начинается с «убитого» сельского автобуса, который на глазах зрителя превращается в родильный, потому как от сильной тряски рожает беременная пассажирка. Роды успешно принимает деревенщина-водитель, и под хор старух, поющих: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь, до самого тына…», рейс продолжается уже с новорожденным – «душкой».

Следующий кадр – Голландия, наши дни. Стареющий сценарист Боб ведет размеренную, как многократно вычитанную и отработанную роль, холостяцкую жизнь – домашний художественный бардак, початая бутылка вина, поздняя и, доходящая до абсурда, невинная влюбленность в юную билетершу – эдакую инженю из кинотеатра напротив и… вот, собственно и все. «Я просто смотрю на тебя», - по-отечески говорит ей Боб в постели, заправленной черным бельем. – «Ты еще так молода…» На что девушка отвечает с присущей ее возрасту циничной насмешкой – «А может, это ты уже слишком стар?» Каким было бы развитие их отношений так и остается неизвестным, поскольку одновременно с появлением молоденькой музы, в жизнь Боба буквально вламывается его давний русский знакомый по имени Душка, которого блистательно сыграл Сергей Маковецкий, и все портит. Нежданный гость фонтанирует вселенской добротой и таким человеколюбием, что очень скоро желание убить его возникает не только у зрителя... Радушие Душки превращается в тиранию, а жизнь Боба – в тихий кошмар.

«За тех, кому сейчас одиноко», - произносит Душка и поднимает бокал вина, разделяя с Бобом нехитрую рождественскую трапезу за «накрытой табуреткой». И тем самым переворачивает, сносит на «нет» кажущуюся фабулу картины о характере и природе простого русского человека, который везде чувствует себя, как дома, направляя ее совсем в иное русло – теперь фильм, в первую очередь, повествует об одиночестве и его обратной стороне - взаимопривязанности. Что обнаруживается уже под занавес, в финале картины.

Рассказывает Сергей Маковецкий: «Душка – это не совсем реальный человек, он - что-то вроде фантома, призрака, видения. Правда, при всей своей условности мой герой - живой, настоящий, очень открытый и абсолютно бесхитростный. Душка лишен фальши, светских манерностей и какого бы то ни было притворства – очень искренний и открытый. Он уходит от своего друга - голландца, к которому приехал в гости, только тогда, когда чувствует явную агрессию с его стороны, когда видит, что его приезд может кончиться кровопролитием. Я бы сказал, что Душка - это воплощенная славянская душа без определенной национальности. Не обязательно – русский, но непременно – славянин. Он может быть и сербом, и украинцем, и болгарином - кем угодно, но из славянского племени. Стеллинг добивался того, чтобы через своего героя я показал, что славяне более чувственны, поэтичны, импульсивны, чем те же голландцы, англичане, немцы».

Из Голландии на Аляску. Там сейчас как раз очередное восстание вампиров. А кто сказал, что их нет? Во всяком случае, мировой кинематограф не собирается оставлять граждан-кровопийц в покое до тех пор, пока вопрос их существования не перестанет волновать человеческое воображение. «30 дней ночи» Дэвида Слейда - хорошее тому подтверждение. И если в культовом фильме «Интервью с вампиром», претендующем на интеллектуальность, кровожадные твари сильно романтизированы, хорошо воспитаны и вызывают доверие внешностью брутальных аристократов, то здесь всё с точностью наоборот. По городу шатаются настоящие уроды, оснащенные горой мускулов, острыми зубами и невероятной живучестью. Словом, классика жанра - жутко, но терпимо.

Итак. На крохотный, удаленный от цивилизации, городок Барроу надвигается полярная ночь. Месяц без солнца – уже тоска смертная. Однако жителям скучать не приходится – с наступлением темноты внезапно гаснут все вывески, фонари и витрины – наступает мрачное время вампиров, решивших внести в свои ущемленные права некоторую ясность. И никакие приемы против них действовать не будут, и просьбы о пощаде не помогут. С вампиром может договориться только другой вампир. Кровавые выяснения отношений заканчиваются благодаря молодому шерифу Олесону в лице актера Джоша Хартнетта, известного, прежде всего по фильмам «40 дней и 40 ночей», «Факультет», «Счастливое число Слевина», «Одержимость», который приносит себя в жертву ради спасения нескольких еще оставшихся в живых людей.

Фильм, основанный на серии графических новелл художников Стива Нилза и Бена Темплсмита, со спецэффектами от создателей «Властелина колец» и «Кинг-Конга» , стоит посмотреть хотя бы ради стопроцентно честной игры Хартнетта даже в тех моментах, где можно было явно схалтурить. Кроме того, предсказуемость событий на протяжении всей картины приводит к совершенно неожиданному, почти поэтическому концу – умирающий вампир в объятиях любимой на фоне долгожданного восходящего солнца. У сентиментального зрителя после пережитого двухчасового кошмара, слеза сыграет в кулак.

Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров