Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

Как справиться с морскими пиратами?

Мир | 31.10.2007


В последний день октября у берегов Африки пираты совершили очередное нападение на корабль. На этот раз пострадал северокорейский сухогруз. Правда, фортуна вообще, и у морских разбойников в частности, слишком переменчива. Когда пираты уже праздновали победу, к "коммунистам" неожиданно пришла помощь от американских "империалистов". Патрульный вертолет с борта эсминца James Williams вовремя заметил недалеко от Могадишо угнанный корабль, и не успели бравые американские морпехи высадиться на его борту, как плененный экипаж поднял против флибустьеров восстание и с помощью национальных приемов борьбы частично сбросил их в море, а частично пленил.

В том, что моряки США помогли представителям "Оси зла" выбраться из сложной ситуации, в принципе, нет ничего удивительного. Действующие террористы и представители криминала традиционно представляют для американской демократии большую опасность, чем рядовые носители "враждебной" идеологии.

Впрочем, не это обстоятельство интересует в первую очередь. Пиратство, после своего, казалось бы, окончательного угасания в XIX веке, вновь заставляет говорить о себе все чаще.

Нападения пиратов у берегов Сомали начались в 1991 году, когда в результате военного переворота пал диктаторский режим Мохаммеда Саида Бара, и в стране воцарилось безвластие. Кроме того, за прошедшее с ухода американцев время Африканский Рог стал своего рода "Гуляй Полем" для разного рода лиц, живущих криминалом и даже откровенных террористов. И хотя случаи пиратства в Сомали были и раньше, за период "безвластья" 1994–2007 гг. это, казалось бы, оставшееся лишь в кинокартинах явление расцвело пышным цветом. Экономика одного из образований, возникших на территории Сомали, Пунтленда, во многом базируется на доходах от пиратства. Дело в том, что у населения прибрежной полосы, по сути, нет иного занятия, кроме пиратства. Одной рыбной ловлей много не заработаешь, поскольку продавать морскую живность особо некому, да и доходов она приносит значительно меньше, чем бандитизм.

Заметим, что в последнее время Вашингтон проявляет к опрометчиво брошенному им в 1994 году Сомали повышенный интерес. И хотя, судя по последнему инциденту, действия американцев приносят свои плоды, руководство 5-го флота военно-морских сил США, базирующегося в Индийском океане, признается, что им пока так и не удалось обнаружить четыре других судна, захваченные сомалийскими морскими разбойниками. Это датское грузовое судно, индийский парусник и два рыболовных судна, принадлежащих Танзании.

В последнее время морское пиратство становится все большей угрозой для международного судоходства и наносит все больший урон мировой экономике. Серьезность проблемы подтверждает создание в 1991 году в малазийской столице Куала-Лумпур Центра по борьбе с пиратством. Кроме того, в Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками.

В то же время, по данным Международного центра по борьбе с пиратством, всего этим промыслом занимаются более ста крупных группировок. Результаты говорят сами за себя: жертвами нападений стали суда 62 стран мира. Ущерб от пиратства только в азиатских водах оценивается не менее, чем в 25 млрд долларов ежегодно.

С этого времени воды Мирового океана не стали безопаснее, а скорее, наоборот. Из обнародованного 17 октября доклада Международного морского бюро видно, что только за первые девять месяцев текущего года пираты совершили около 200 нападений на корабли разных стран, что на 14% выше показателей за аналогичный период 2006 года.

И потому нет ничего удивительного в том, что из 2,6 млн баррелей "черного золота", добываемых ежедневно у нигерийских берегов, 100 тысяч уходит пиратам. Впрочем, нигерийские морские разбойники не ограничиваются одной нефтью и занимаются похищением работников иностранных компаний, занимающихся добычей нефти. Казалось бы, цифра потерь сравнительно небольшая. Однако из-за угрозы подобных нападений уровень добычи пришлось понизить на 0,5 млн баррелей в сутки, что оказывает серьезное влияние на рост мировых цен на энергетическое сырье.

В той же Нигерии, являющейся крупнейшим экспортером нефти в Африке, большая часть жителей живет за чертой бедности. Поэтому "национальной особенностью" нигерийского пиратства является нападение на объекты нефтедобывающей сферы, включая танкеры и морские платформы. И хотя 1 октября 2007 года военно-морские силы Нигерии провели "победоносную" операцию, захватив 12 пиратских судов, включая танкеры, в глобальном плане это не нанесло пиратству такого сильного удара, который бы привел к его ликвидации, поскольку порождающие его условия бедности и одновременно "роскоши за забором" не устранены.

География действий корсаров ХХI века довольно широкая, она охватывает прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Это явление отмечено в прибрежных морях 56 стран. Особенно опасны воды Юго-Восточной Азии, например, Южно-Китайского моря (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд). В Западной Африке, кроме Нигерии, особенно активны пираты в Сенегале, Анголе и Гане. Немало шансов встретить пиратов и в водах Индийского океана (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания). Южная Америка с Карибским морем прочим значительно уступают, хотя случаи пиратства отмечены в Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Эквадоре, Никарагуа и Гайане.

Но пальму первенства удерживает Индонезия – 37 нападений. Стоит заметить, что воды у берегов последней традиционно являются прибежищем современных флибустьеров, поскольку здесь проходят оживленные коммуникации, по которым ежедневно следуют сотни и тысячи кораблей с нередко весьма ценным грузом. При этом славившееся когда-то пиратами Карибское море считается тихим и спокойным, тогда как воды экваториальной Африки по обеим сторонам, как в Атлантическом, так и в Индийском океане, кишмя кишат пиратами. Показательно, что Сомали и Нигерия делят "почетное" второе место – по 26 нападений, им значительно уступает Танзания со своим третьим местом – девять случаев. Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовные суда, а также богатые яхты. В числе "жертв" отмечены и корабли ООН с помощью голодающему населению Африки, как это было с сухогрузом NV Rozen . Примечательно, что данное судно одновременно принадлежало к региональному антитеррористическому центру в Джибути.

Нападения обычно проходят по одному сценарию. Корабль-жертва, нередко в условиях плохой видимости, окружается большим количеством быстроходных моторных катеров, иногда легких резиновых лодок. Оттуда без лишнего шума пираты поднимаются на палубу и в первую очередь захватывают радиорубку и капитана судна и после этого берут "объект" под полный контроль. При этом нападения имеют место не только у самого берега, но и в открытом море. Например, в 2006 году пираты атаковали огромный круизный лайнер "Сиборн спирит" в 160 километрах от побережья.

Балмасов Сергей
Код для вставки в блог

Новости партнеров