Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.01.2018 : 56,7597
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.01.2018 : 69,2582
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 20.01.2018 : 78,5497
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 20.01.2018 : 45,2999

Мир

Как справиться с морскими пиратами?

В последний день октября у берегов Африки пираты совершили очередное нападение на корабль. На этот раз пострадал северокорейский сухогруз. Правда, фортуна вообще, и у морских разбойников в частности, слишком переменчива. Когда пираты уже праздновали победу, к "коммунистам" неожиданно пришла помощь от американских "империалистов". Патрульный вертолет с борта эсминца James Williams вовремя заметил недалеко от Могадишо угнанный корабль, и не успели бравые американские морпехи высадиться на его борту, как плененный экипаж поднял против флибустьеров восстание и с помощью национальных приемов борьбы частично сбросил их в море, а частично пленил.

В том, что моряки США помогли представителям "Оси зла" выбраться из сложной ситуации, в принципе, нет ничего удивительного. Действующие террористы и представители криминала традиционно представляют для американской демократии большую опасность, чем рядовые носители "враждебной" идеологии.

Впрочем, не это обстоятельство интересует в первую очередь. Пиратство, после своего, казалось бы, окончательного угасания в XIX веке, вновь заставляет говорить о себе все чаще.

Нападения пиратов у берегов Сомали начались в 1991 году, когда в результате военного переворота пал диктаторский режим Мохаммеда Саида Бара, и в стране воцарилось безвластие. Кроме того, за прошедшее с ухода американцев время Африканский Рог стал своего рода "Гуляй Полем" для разного рода лиц, живущих криминалом и даже откровенных террористов. И хотя случаи пиратства в Сомали были и раньше, за период "безвластья" 1994–2007 гг. это, казалось бы, оставшееся лишь в кинокартинах явление расцвело пышным цветом. Экономика одного из образований, возникших на территории Сомали, Пунтленда, во многом базируется на доходах от пиратства. Дело в том, что у населения прибрежной полосы, по сути, нет иного занятия, кроме пиратства. Одной рыбной ловлей много не заработаешь, поскольку продавать морскую живность особо некому, да и доходов она приносит значительно меньше, чем бандитизм.

Заметим, что в последнее время Вашингтон проявляет к опрометчиво брошенному им в 1994 году Сомали повышенный интерес. И хотя, судя по последнему инциденту, действия американцев приносят свои плоды, руководство 5-го флота военно-морских сил США, базирующегося в Индийском океане, признается, что им пока так и не удалось обнаружить четыре других судна, захваченные сомалийскими морскими разбойниками. Это датское грузовое судно, индийский парусник и два рыболовных судна, принадлежащих Танзании.

В последнее время морское пиратство становится все большей угрозой для международного судоходства и наносит все больший урон мировой экономике. Серьезность проблемы подтверждает создание в 1991 году в малазийской столице Куала-Лумпур Центра по борьбе с пиратством. Кроме того, в Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками.

В то же время, по данным Международного центра по борьбе с пиратством, всего этим промыслом занимаются более ста крупных группировок. Результаты говорят сами за себя: жертвами нападений стали суда 62 стран мира. Ущерб от пиратства только в азиатских водах оценивается не менее, чем в 25 млрд долларов ежегодно.

С этого времени воды Мирового океана не стали безопаснее, а скорее, наоборот. Из обнародованного 17 октября доклада Международного морского бюро видно, что только за первые девять месяцев текущего года пираты совершили около 200 нападений на корабли разных стран, что на 14% выше показателей за аналогичный период 2006 года.

И потому нет ничего удивительного в том, что из 2,6 млн баррелей "черного золота", добываемых ежедневно у нигерийских берегов, 100 тысяч уходит пиратам. Впрочем, нигерийские морские разбойники не ограничиваются одной нефтью и занимаются похищением работников иностранных компаний, занимающихся добычей нефти. Казалось бы, цифра потерь сравнительно небольшая. Однако из-за угрозы подобных нападений уровень добычи пришлось понизить на 0,5 млн баррелей в сутки, что оказывает серьезное влияние на рост мировых цен на энергетическое сырье.

В той же Нигерии, являющейся крупнейшим экспортером нефти в Африке, большая часть жителей живет за чертой бедности. Поэтому "национальной особенностью" нигерийского пиратства является нападение на объекты нефтедобывающей сферы, включая танкеры и морские платформы. И хотя 1 октября 2007 года военно-морские силы Нигерии провели "победоносную" операцию, захватив 12 пиратских судов, включая танкеры, в глобальном плане это не нанесло пиратству такого сильного удара, который бы привел к его ликвидации, поскольку порождающие его условия бедности и одновременно "роскоши за забором" не устранены.

География действий корсаров ХХI века довольно широкая, она охватывает прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Это явление отмечено в прибрежных морях 56 стран. Особенно опасны воды Юго-Восточной Азии, например, Южно-Китайского моря (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд). В Западной Африке, кроме Нигерии, особенно активны пираты в Сенегале, Анголе и Гане. Немало шансов встретить пиратов и в водах Индийского океана (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания). Южная Америка с Карибским морем прочим значительно уступают, хотя случаи пиратства отмечены в Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Эквадоре, Никарагуа и Гайане.

Но пальму первенства удерживает Индонезия – 37 нападений. Стоит заметить, что воды у берегов последней традиционно являются прибежищем современных флибустьеров, поскольку здесь проходят оживленные коммуникации, по которым ежедневно следуют сотни и тысячи кораблей с нередко весьма ценным грузом. При этом славившееся когда-то пиратами Карибское море считается тихим и спокойным, тогда как воды экваториальной Африки по обеим сторонам, как в Атлантическом, так и в Индийском океане, кишмя кишат пиратами. Показательно, что Сомали и Нигерия делят "почетное" второе место – по 26 нападений, им значительно уступает Танзания со своим третьим местом – девять случаев. Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовные суда, а также богатые яхты. В числе "жертв" отмечены и корабли ООН с помощью голодающему населению Африки, как это было с сухогрузом NV Rozen . Примечательно, что данное судно одновременно принадлежало к региональному антитеррористическому центру в Джибути.

Нападения обычно проходят по одному сценарию. Корабль-жертва, нередко в условиях плохой видимости, окружается большим количеством быстроходных моторных катеров, иногда легких резиновых лодок. Оттуда без лишнего шума пираты поднимаются на палубу и в первую очередь захватывают радиорубку и капитана судна и после этого берут "объект" под полный контроль. При этом нападения имеют место не только у самого берега, но и в открытом море. Например, в 2006 году пираты атаковали огромный круизный лайнер "Сиборн спирит" в 160 километрах от побережья.

Современное пиратство делится на три вида: 1) обычные банды, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают в открытом море, иногда на месте стоянки, в гавани, а затем грабят пассажиров и экипаж. Они обычно не пытаются захватить само судно – их цель – судовая касса и груз. 2) Группы, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, нередко истребляющие весь экипаж и захватывающие судно вместе с грузом. 3) Международные мафиозные группировки, специализирующиеся на захвате кораблей с особо ценными грузами. При этом их вооружение и оснащение нередко не уступает тому, что имеется во флотах самых развитых стран. Так, они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают обширной агентурной сетью и связями во власти.

Стоит заметить, что пираты становятся все наглее. Около года назад сомалийские пираты опрометчиво вступили в бой с американским ракетным крейсером "Кейп Сент-Джордж" и эсминцем "Гонсалес", когда представители флота США решили учинить им досмотр. Итог боя для пиратов был печален – мощным артустановкам и ракетам они смогли противопоставить лишь пулеметы, и после нескольких выстрелов американцев их корабль пошел ко дну. Однако то, что пираты решились дать бой столь мощному противнику, весьма показательно.

Показательно и то, что динамика нападений отражает одну закономерность: современные пираты становятся все более жестокими по отношению к членам экипажей захваченных судов. Так, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты обезглавили всех 23 членов команды китайского сухогруза "Чунг сон", а само судно продали. Другой "громкий" случай имел место в 2001 году, когда жертвой грабителей на Амазонке стал известный на весь мир американский яхтсмен Питер Блейк. А 4 июня 2007 г. сомалийские пираты, захватившие китайское рыболовецкое судно, не дождавшись выкупа, перебили часть его экипажа.

Пиратство нередко затрагивает и интересы России. Так, в числе пострадавших от морских разбойников, числится немало плавсредств из нашей страны. В 1996 году нападению пиратов в порту Лагос подвергся танкер "Амурск". 21 апреля 2000 года на рейде бангладешского порта Читтагонг пираты напали на российский сухогруз "Форест-1". 22 февраля 2003 года около побережья Сомали пираты атаковали российский танкер "Моннерон". 10 апреля 2005 года у побережья Сомали жертвой флибустьеров стал российский теплоход "Тим Бак". В последнее время особенно известными стали нападения на танкер "Лучегорск" гвинейских пиратов и нападение на другой российский танкер "Шкотово" 22 мая 2006 г.

И хотя все эти случаи завершились без захвата кораблей, они красноречиво свидетельствуют, что пиратство угрожает и интересам России. Показательно, что после того, как в 2004 году в руках пиратов побывал очередной российский теплоход, бывший главком ВМФ России адмирал Куроедов высказался о необходимости почаще выводить российские военные корабли в Мировой океан, чтобы "ни один пират не осмелился нападать на наши мирные суда".

Почему же не удается справиться с этим явлением? В своем интервью " NewsInfo " эксперт в области антитеррора главный редактор журнала "Солдат удачи" полковник Михаил Болтунов заявил: "Одним из вариантов решения проблемы могло стать вооружение команд коммерческих судов, которые в большинстве своем остаются безоружными перед угрозой нападения". Однако из-за бедности подавляющей части населения прибрежной полосы бороться с подобным явлением можно с таким же успехом, как срубать головы Лернейской гидре. Закономерность здесь одна: чем беднее страна и чем ниже уровень жизни ее населения, тем выше вероятность стать жертвой пиратской вылазки.

Image

Гендиректор АО «ОЗК» М.Кийко получил Диплом РБИ «Организация года»

Генеральный директор АО «Объединенная зерновая компания» Михаил Кийко получил Диплом и Серебряный крест Русского биографического института. Награду ему вручили на торжественной церемонии, посвященной награждению лауреатов премии.

Image

Спорт: России пора перейти в контрнаступление

Антидопинговый скандал длится уже которую неделю. Пранкеры еще в мае позвонили от имени украинского министра спорта главе ВАДА, и тот в приватном разговоре признался, что это все, конечно, политика. Могут ли подобные разоблачения на что-то повлиять? Этот вопрос Pravda.Ru задала Дарье Митиной, секретарю ЦК Объединенной коммунистической партии (ОКП).