Курсы валют: USD 25/05 56.2743 -0.2809 EUR 25/05 62.9203 -0.6986 Фондовые индексы: РТС 18:50 1087.59 -0.84% ММВБ 18:50 1951.98 -0.42%

Александр Абдулов: «О Лелюше можно говорить бесконечно»

Общество | 30.10.2007


«Самые прекрасные истории любви – те самые, прожить которые нам не хватило времени» - так мог сказать только человек, посвятивший всего себя чистосердечному роману с жизнью. 29 октября исполняется 70 лет великолепному режиссеру Клоду Лелюшу.

Клод Лелюш родился 30 октября 1937 года в Париже, в семье еврейских выходцев из Алжира. Его отец строго чтил законы и соблюдал традиции иудаизма, в то время как мать, не будучи еврейкой, тяготела к культуре христианства. «Мои родители много спорили из-за этого. А поскольку я рос среди противоречий, то вопросы собственного еврейства и веры представлялись мне крайне запутанными», - пишет Лелюш в своей книге «Баловень судьбы».

Вторую мировую войну его семья пережидала на юге Франции – в постоянном страхе, когда главным и единственно верным правилом жизни являлось негласное – быть начеку. И позже, будучи уже известным режиссером, Клод Лелюш говорил об этом времени в интервью французскому журналу Tribune Juive: «У моего отца был кондитерский магазин, он был торговцем. Но при этом обладал крайне проницательным умом и предполагал, что евреев будут уничтожать. И потому при каждом стуке в дверь я прятался в буфете, а под ремнем всегда хранил список телефонных номеров на случай крайней необходимости. Даже сегодня я ощущаю психологические рубцы, оставленные в дни постоянного страха».

Свои первые пробные фильмы, подобные мальчишеским забавам, Клод начал снимать в возрасте восьми лет. Подарок отца - восьмимиллиметровая камера – была с ним всегда и повсюду. Героями сюжетов становились, ни о чем не подозревающие школьные учителя, приятели и просто прохожие. Будущий мастер уже тогда старался снимать именно то, что может пробудить чувства, причем делал это с удивительным своеобразием. Например, его преподавательница, стопроцентная старая дева с потухшим взором, похожая на смерть, выглядела в короткометражках трогательной, печальной и беззащитной натурой – влюбиться мало! Вот оно – удивительное восприятие Клода Лелюша, которое он сохранил и поныне.

Первую награду Лелюш получил в 13 лет на Каннском фестивале за картину о войне - «Зло века» в номинации «Лучший любительский фильм». Начиная с 1956 года, о нем уже стали говорить, как о профессиональном режиссере. После несколько телевизионных короткометражек вышел документальный фильм "Когда занавес поднимается", где Лелюш представил «хрущевскую оттепель».
Позже появилась идея снять мелодраму. Сценарий, написанный совместно с Пьером Ютеревэном, начал воплощаться на сценической площадке раньше, чем ему нашлось должное название. «Собственно, о чем этот фильм?» - однажды подумал Лелюш, возвращаясь со съемок. – «Если отбросить переходные мизансцены, то, в сущности, все сводится к одному: любовным отношениям главных героев. Вокруг этого вертится весь сюжет... Боже, как же это нам раньше не пришло в голову!»

Так, отбросив все лишнее, Клод Лелюш назвал картину - «Мужчина и женщина». И это был триумф. Картина покорила мир, получив «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и две премии «Оскар» Американской киноакадемии (за лучший иностранный фильм и за лучший оригинальный сценарий). Головокружительным успехом фильм, конечно, во многом обязан и потрясающей игре Жана-Луи Трентиньяна и Анук Эме. Клод Лелуш всегда очень трепетно относился к подбору актеров. В его фильмах снимались такие звезды, как Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Жак Брель, Мари Деа, Катрин Денёв, Жак Дютрон, Жан-Клод Бриали, Лино Вентура и многие другие.

Зачастую Клод Лелюш делал героями своих картин французских евреев – от жертв нацизма в годы войны до алчных подхалимов мирного времени. Еврей Лелюша вечный странник. Как рассказывает сам режиссер: «Он нигде не чувствует себя дома. Он — странник, который всё время настороже. Ему некогда быть счастливым. Он постоянно борется с подозрениями и сомнениями. Сегодня я верю в Бога. Моя вера проснулась во мне, когда я снимал фильм в Израиле. Находясь там, невозможно не верить в Бога. Все, что происходит, — к лучшему. Иногда я чувствую, что вдохновение нисходит на меня с небес. Думаю, быть евреем — это прекрасно».

После «Мужчины и женщины» Лелюш снял еще почти четыре десятка фильмов.

В 1986 году он вновь обратился к истории главных героев своего главного фильма в картине «Мужчина и женщина: двадцать лет спустя», а еще через 10 лет последовало остроумное продолжение «Мужчины, женщины: руководство по эксплуатации». Среди других лент мастера можно отметить такие фильмы как «Вся жизнь», «Добрые и злые», «Баловень судьбы» и экранизацию романа Гюго «Отверженные».

Популярный актер театра и кино Александр Абдулов поделился с Newsinfo своим отношением к творчеству замечательного режиссера: «Клод Лелюш совершенно удивительный человек и уникальный, великолепный режиссер, о котором можно говорить бесконечно. Я с огромным удовольствием смотрю все его фильмы. Любимую картину выделить вряд ли смогу. Может быть – «Баловень судьбы»? Трудно сказать… Просто это – Клод Лелюш – режиссер, которого надо знать и смотреть. Одно могу сказать с уверенностью - если бы он за всю свою жизнь снял только «Мужчину и женщину», то уже стал бы живой легендой».

Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров