Курсы валют: USD 23/05 56.4988 -0.6614 EUR 23/05 63.1713 -0.4766 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.58 -0.38% ММВБ 18:50 1950.51 -0.61%

"Служебный роман" длится уже тридцать лет

Общество | 26.10.2007


Авторы пьесы "Сослуживцы" кинорежиссер Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский в конце семидесятых годов дали согласие литературно-драматической редакции Центрального телевидения экранизировать свою пьесу. Но телеверсия авторам не понравилась, и они решили написать сценарий для художественного фильма.

Пьесу "Сослуживцы" авторы писали немногим более месяца, так что сделать из нее киносценарий им труда не составило. Фильм-шедевр под названием "Служебный роман" советские зрители увидели впервые 26 октября 1977 года. По авторскому замыслу, в киноверсии были изменены образы некоторых героев. Многое дорабатывалось на съемочной площадке.

По данным ФОМ, когда фильм идет по телевидению, канал, на котором он демонстрируется, собирает самую большую аудиторию.

Талант Рязанова как комедийного режиссера открыл Иван Пырьев. В 50-е годы XX века классик советского кино предложил ему, выпускнику ВГИКа и ученику Григория Козинцева, снять кинокомедию, но молодой режиссер отказался. Пырьев предложил во второй раз, и в третий, и в четвертый, но только на пятый - Рязанов согласился. В 1956 году он снял "Карнавальную ночь", за которой последовали другие блистательные кинокомедии.

У Эльдара Александровича не было проблем с выбором актрисы на роль главной героини кинофильма. Для роли Калугиной он сразу остановился на Алисе Фрейндлих. Алиса Бруновна, как известно, живет в Петербурге, но руководство театра безоговорочно отпускало ее на съемки, и – наоборот- со съемок она постоянно отлучалась в театр: жила между Москвой и Ленинградом в поезде "Красная стрела", как говорила позже сама актриса.

На главную мужскую роль Рязанов пригласил Андрея Мягкова, очаровавшего зрителей своим героем Женей Лукашиным в "Ирония судьбы…" С выбором этого актера режиссер также не ошибся; Мягкову удалось полностью воплотить замысел режиссера. Кстати, приглашенный для участия в фильме Олег Басилашвили, с которым Эльдар Рязанов также работал ни один раз, настаивал, чтобы Новосельцева сыграл он. Ему не хотелось играть роль Юрия Самохвалова, но в процессе работы Басилашвили признал, что чутье и на этот раз не обмануло Рязанова. Басилашвили так же, как и Фрейндлих, пришлось жить на два города, постоянно уезжая в Ленинград на спектакли и репетиции.

В 70-е годы прошлого века многие киноактеры мечтали сниматься у Эльдара Рязанова. И для Людмилы Ивановой, узнавшей от жены Андрея Мягкова, что ей предложена роль в новом фильме Эльдара Александровича, эта новость стала радостным подарком. По иронии судьбы, Людмила Иванова была в то время председателем месткома театра "Современник", наверное, поэтому она так убедительна в роли общественницы Шурочки, которая постоянно собирала то 30, то 50 копеек по различным радостным и печальным поводам.

На площадке Рязанов разрешал всем актерам импровизировать. Актеры играли вдохновенно, они вели себя так, как сами считали нужным, но уже при монтаже режиссер сам решал, оставлять сцену или нет. В результате из готового фильма исчезла часть сцены появления живого Бубликова, на похороны которого Шурочка собирала деньги. Зрители не увидели, например, как Шурочка кричит, что не виновата и сама бы померла, только фамилия у нее другая. А "умерший" Бубликов идет на нее с кулаками. После окончания съемок фильма Людмила Иванова ушла из месткома "Современника", но ее тут же выбрали в депутаты.

В пьесе "Сослуживцы" секретарша Вера - длинноногая красавица, а для фильма авторы решили изменить этот образ и пригласили любимую актрису режиссера Лию Ахеджакову.

Смеху во время работы было предостаточно. Импровизации по ходу съемок создавали благодатную почву для оригинальных находок. Никто из участников съемочной группы не оставался безучастным. Так, оператор Владимир Нахабцев для создания более достоверного образа "мымры"-начальницы принес из дома старые очки своего отца. Эти очки и стали убедительной точкой в образе, создаваемом Алисой Фрейндлих.

Нельзя не упомянуть и одного из основных соавторов фильмов Эльдара Рязанова – композитора Андрея Петрова. Сам режиссер признает, что львиная доля успеха его фильмов сыграла музыка этого замечательного композитора. Мелодии покорили всех актеров, и в "Служебном романе" впервые на экране запели Андрей Мягков и Алиса Френйдлих. Теперь общеизвестно, что стихи к этим песням написаны Рязановым. А многие строки из этих песен разошлись на цитаты. "У природы нет плохой погоды", успокаиваем мы себя, когда на улице грязь и слякоть.

Стихи, которые читает в фильме героиня Светланы Немоляевой Ольга Рыжова, принадлежат перу поэтессы Беллы Ахмадулиной. Много лет стихи эти нигде не были опубликованы, поэтому Немоляевой приходилось переписывать их от руки и рассылать многочисленным поклонникам фильма по их просьбе.

В советские времена все кинокартины принимала специальная комиссия, и у такого тонкого режиссера как Рязанов было немало проблем с выходом некоторых его фильмов на экран. Например, картину "Гусарская баллада" обвиняли в том, что она искажает отечественную историю. Много копий было сломано, прежде чем фильм увидели зрители. Но "Служебный роман" сразу очаровал чиновников от культуры. И его тут же решено было выдвинуть на Государственную премию СССР.

В начале фильма "Служебный роман" сотрудницы отдела статистики перед тем, как погрузиться в рабочий процесс, прихорашиваются, а за кадром звучит голос Андрея Мягкова: «Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково. Это уже обычай, традиция, я бы сказал, ритуал». Так и в наше время во многих организациях день начинается с определенного ритуала. Начало рабочего дня, как правило, не обходится без чашечки хорошего кофе, обсуждения новостей с коллегами. Мы продолжаем узнавать в героях этого фильма себя, поэтому самое время посмотреть его еще раз.

Так же считает и один из самых популярных современных актеров Сергей Безруков: "Я вспоминаю «Служебный роман» с особой теплотой: это один из самых любимых мной фильмов. Да и как можно не любить то, что родилось в любви к искусству и с любовью к зрителю? «Служебный роман» для меня в коллекции нашего замечательного старого кино - фильм, который можно пересматривать бесконечно. Как и «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля». Считаю, что Эльдар Александрович, как режиссер, достоин того, чтобы его имя внесли в книгу рекордов Гинесса по количеству успешных фильмов. Едва ли не каждый становился народным хитом».

Афанасьева Римма
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров