Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Никита Михалков надеется получить второй «Оскар» за «12»

Общество | 19.10.2007


 


«Человек есть не средство, а цель» - именно такими словами Никиты Михалкова можно емко выразить суть его новой картины – психологической драмы «12», которая уже завоевала специальный приз Венецианского фестиваля, и теперь претендует на премию Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». С момента выхода «12» на широкий экран, самые искушенные знатоки кино заговорили о том, что мэтр отечественного кинематографа снял едва ли не лучший свой фильм.

Почти каждая работа Никиты Михалкова становилась широко обсуждаемым событием – бесшабашный «Свой среди чужих, чужой среди своих» с целой когортой прекрасных артистов, романтичные «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино», бурлескная «Родня», триумфатор Венецианского фестиваля «Урга – территория любви», оскароносные «Утомленные солнцем», масштабный «Сибирский цирюльник» - все эти фильмы смотрели, смотрят и будут смотреть в будущем. И что ни фильм, то любовь с первого кадра – к оператору, к композитору, к художнику, к сценаристу, да хотя бы к Меньшикову.

Кстати, Олег Меньшиков, по старой доброй «михалковской» традиции должен был играть и в «12». Но в последний момент, буквально за пару дней до начала съемок, отказался от участия в фильме. Михалков с сожалением, но с «отеческим» пониманием объясняет это тем, что Олег, по всей видимости, еще не созрел для такой роли – трудной и ключевой – ломающей его прежний имидж. Роль была отдана менее консервативному Сергею Маковецкому. Вообще, актерский состав «двенадцати» - тихая мечта любого режиссера. Столько звезд на одной съемочной площадке - Александр Адабашьян, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов, Сергей Гармаш, Юрий Стоянов, да и сам Никита Сергеевич – это заведомый успех в тротиловом эквиваленте. Не иначе.

Двенадцать присяжных - юморист, метростроевец, директор кладбища, телепродюсер, правозащитник, таксист, строитель и прочие, выраженные в немалой степени с карикатурным ореолом, судьи – рассматривают дело чеченского подростка, подозреваемого в убийстве своего приемного отца, русского офицера. Чеченский след здесь – своеобразная тайнопись, акцентирующая внимание зрителя не столько на обстановку, сколько на суть происходящего . Убивал или нет, им еще не известно, но национальность подсудимого уже является отягчающим обстоятельством, которое может легко превратить невиновного в бандита. Лишь один из присяжных, прежде чем решать судьбу подростка, хочет просто поговорить.

Достоевский был бесконечно прав в своем высказывании: «Легко любить человечество вообще, а вот любить того, кто рядом и жертвовать ради одного человека - вот это подвиг». Данную истину фильм «12» иллюстрирует наилучшим образом, адресуя ее каждому из нас. «Пора, вспомнить, что в России понятие чести отстаивали ценой жизни, а стыд считался очищающим чувством», - говорит Никита Михалков. – «Моя картина о персональной ответственности каждого за принятое им решение. Или за не принятое. Нет блеска, шика или постановочного масштаба, зато есть боль, которую я считал долгом донести до других».

Исполнитель одной из главных ролей Сергей Гармаш считает, что главное в фильме «12» - критическое осмысление того, что кажется очевидным. «Мой герой – человек со своей правдой. Он не озлоблен - просто слишком порывист, эмоциональный. И проблема в том, что многие исповедуют абсолютную неправду, бьются за нее. Персонаж, которого я играю, способен пересмотреть свои взгляды и отказаться от предубеждений – вот это очень важно. Картина об умении слышать и слушать друг друга, о том, что, прежде, чем сделать свой выбор, надо серьёзно подумать, заглянуть внутрь себя. Если говорить о съемках, то, кажется, в моей актерской жизни еще не было такого длинного репетиционного периода. Репетиции проходили почти в десять смен. А это читки текста, разбор сцен, настоящее творческое застолье. Прорабатывали весь сценарий снова и снова от начала до конца – для меня это был потрясающий опыт – работа в сотворчестве».

Своим мнением о картине с Newsinfo поделился и популярный актер Леонид Ярмольник: «Я был на премьере этого фильма и первое, что могу сказать – Никита Сергеевич в очередной раз подтвердил свою состоятельность режиссера и гражданина. «12» - это не просто ещё один первоклассный фильм – это именины сердца! Хотя, признаться, мне не все понравилось, не все показалось правильным. Скажем, Гафт играет замечательно! Но он актер из другого кино. Ефремов играет замечательно! Но и он – из другого кино. В финале, на мой взгляд, Михалков сильно перегибает палку с назиданиями – слишком уж критичен и нарочит. Многие вещи повторяет по несколько раз. Я думаю, это уже было лишним. Впрочем, дело вкуса! Может быть, с другой стороны так и надо, потому что сегодняшний легковерный, циничный зритель разучился смотреть серьезное интеллектуальное кино. А Михалков своим фильмом «12» заставляет задуматься, учит получать не только душевное, но и умственное удовольствие».

Беликов Андрей
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров