• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 16.11.2018 : 66,6159
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 16.11.2018 : 75,5358

Плутон больше не планета

Это небесное тело переведено в разряд астероидов. Соответствующую резолюцию еще в минувшую субботу предложила комиссия союза по номенклатуре. А сегодня в Праге Генеральная ассамблея Международного астрономического союза, объединяющего 2,5 тысячи звездочетов мира, большинством голосов приняла ее. Таким образом, в Солнечной системе за планеты ученые будут считать лишь Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Доводы в пользу вывода Плутона из списка планет появились три года назад. Тогда за его орбитой был открыт превосходящий по размерам астероид. Затем стало известно, что на окраинах Солнечной системы находится еще несколько небесных тел подобного размера.

И звездочеты задумались - может расширить список планет, признав ими все тела, которым гравитация придала шарообразную форму? Но, взвесив на Конгрессе все "за" и "против", решили иначе. Теперь предстоит переписать все учебники по астрономии.

Плутон 18 февраля 1930 года нашел молодой ассистент обсерватории Ловелла во Флагстаффе (США) Клайд Томбо. Вскоре астрономы определили и элементы орбиты новой планеты: эксцентриситет 0,25, наклон к эклиптике —17° (у Меркурия 7°, у остальных планет менее 3°), расстояние от Солнца примерно 39,4 а. е., период обращения — 248 лет.

Открытие девятой планеты Солнечной системы не было случайным. Еще за четверть века до этого известный американский астроном Персиваль Ловелл (1855—1916) начал изучать остававшиеся после открытия Нептуна отклонения в движении Урана. Ловелл приписывал их воздействию на Уран некоей "планеты X", находящейся за орбитой Нептуна.

Сообщение об открытии новой планеты было задержано до 13 марта — дня 75-летия Ловелла, а ей самой присвоено обозначение PL, что представляет собой монограмму не только из первых двух букв названия планеты, но и из инициалов Персиваля

И вот теперь, через 76 лет, объект Солнечной системы, который мы знаем как Плутон, потерял статус планеты.

Впрочем, он и без того несколько выпадает из общего ряда планет. Размерами уступает даже спутнику Земли – Луне, а состоит в основном изо льда. Другими словами, если "перенести" эти размеры на землю, то его можно сопоставить с Мексикой.

И намечавшийся полет на Плутон, об этих планах заявляли в NASA еще в 2002 году, теперь уже не состоится. Так как кроме сложностей с финансированием (120 млн. долл.) проблема еще и в том, заявил представитель NASA Коллин Хартман что осуществить нужно до 2006 года. Это - крайний срок, когда космический корабль еще сможет воспользоваться увеличением силы притяжения Юпитера, чтобы достичь теперь уже астероида по имени Плутон.