• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 12.12.2018 : 66,5022
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 12.12.2018 : 75,6197

Нужно ли лететь на Марс?

Такую точку зрения на этот счет высказал на страницах журнала «Наука и жизнь» сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга кандидат физико-математических наук Владимир Сурдин.

Вспомним, пишет он, один из бессмертных законов Паркинсона: для чего бы ни было создано учреждение (министерство, отрасль промышленности и т.д.), в конце-концов оно начинает работать только для самосохранения.

А если говорить конкретно о затевающемся проекте полета на Марс РКК «Энергия» то мы помним, чего стоило создание так и не полетевшей ракеты Н-1, и как напрягалась вся страна, чтобы построить шаттл «Буран».

С точки зрения большинства астрономов и планетологов, экспедиция людей на Марс – бессмысленная трата сил и средств. Не будем обсуждать риск для экипажа: смельчаки всегда найдутся. Посмотрим на эту идею с точки зрения затрат. Такое чрезвычайно дорогостоящее предприятие позволит провести кратковременное изучение одной крошечной области на поверхности планеты. Будут установлены метеостанции, сейсмографы, доставлены на Землю образцы грунта, что с гораздо меньшими затратами и большим размахом смогут сделать автоматы. Стоимость пилотируемой и автоматической экспедиций на Марс несопоставима: экспедиция с людьми обходится почти в 100 раз дороже!

Марс – небольшая, но весьма разнообразная планета. Кто может сегодня сказать, где должны высадиться космонавты: в горах или ущельях, в экваториальной пустыне или у снеговых полярных шапок? Мы уж не говорим о психологических проблемах людей, связанных с приближением и посадкой на совершенно незнакомую планету.

А десятки автоматических лабораторий можно разбросать по всей планете. В сотни мест можно сбросить небольшие аппараты, жестко врезающиеся в поверхность и проникающие на глубину в несколько метров. Они будут работать годами и посылать на Землю уникальную информацию.

Разреженная атмосфера Марса, с одной стороны, позволяет использовать в качестве носителя научных приборов аэростаты, а с другой – не мешает детально исследовать с орбиты поверхность планеты. С борта искусственных спутников Марса можно составить детальнейшую карту поверхности, на которой будут видны все бугорки размером более ладони.

Не исключено также, что пилотируемые космические аппараты – это такая же тупиковая ветвь техники, как дирижабли графа Цеппелина или батискафы Пикара. Развитие микромеханики и микроэлектроники указывает нам дальнейшие пути развития космонавтики – автоматы, причем все более миниатюрные, дешевые, умные.

И удастся ли пилотируемой экспедиции выяснить, наконец, есть ли жизнь на Марсе? Ведь до сих пор не ясно, есть ли она на планете и была ли там в прошлом. Ученые полагают, что Марс - это уникальный заповедник, возможное пристанище (или хранилище) останков внеземной жизни. Но ежели мы занесем туда земную органику, то уже никогда не сможем разобраться с собственно марсианской жизнью. Поэтому до тех пор, пока Марс подробно не исследуют автоматы, человеку появляться там нецелесообразно. На планету можно допускать только тщательно стерилизованную технику и необходимо полностью исключить его контакты с земной биосферой.

Но рано или поздно все же пилотируемая экспедиция на Марс состоится. Быть может, всего одна. Человека трудно удержать от желания ступить ногой на край Ойкумены. Но всему свое время. В ближайшие десятилетия Марс будут исследовать роботы. А там посмотрим…

Во многих штатах США процедура окраски бровей и ресниц запрещена

В конце прошлого года Калифорнийский совет по парикмахерскому искусству и косметологии в США запретил производить окраску бровей и ресниц в салонах.

В Нью-Йорке открылась первая школа WeGrow

В районе Челси в Нью-Йорке открылась необычная школа. Это проект под брендом международной коворкинговой сети WeWork - WeGrow.

Исследователи: справиться с остановками дыхания во сне поможет лептин

Ученые из университета Джонса Хопкинса, изучая лептин выяснили, что он также участвует в регуляции дыхания, что побудило их рассмотреть этот гормон как возможный способ для лечения апноэ.

Медведев запретил продавать "Боярышник" дешевле водки

В аптеках России больше не будут продавать настойку боярышника и другие настойки.