Курсы валют: USD 28/03 57.0233 -0.4014 EUR 28/03 61.9615 0.0979 Фондовые индексы: РТС 18:50 1114.66 -0.89% ММВБ 18:50 2013.16 -1.30%

Про спирт в космосе русские астрономы знали давно

Наука | 05.04.2006

Астрономы из Великобритании сообщили об открытии метилового газового облака (спиртового). Облако имеет форму изогнутого моста протяженностью 463 миллиарда километров. Оно медленно обращается вокруг центральной звезды и периодически генерирует микроволновые вспышки. Механизм вспышек ближе всего к принципу действия мазеров - "микроволновых лазеров" - изобретенных в середине 20 века источников когерентных радиоволн.

Как передает BBC, облако было обнаружено сетью радиотелескопов MERLIN (на фото) во время изучения области Млечного Пути, называемой W3(OH). Оно имеет форму гигантского моста, накрывающего область формирования новых звезд в нашей галактике, и вращается вокруг центральной звезды по орбите, подобной орбитам планет.

Доктор Харви-Смит, координирующая этот проект в обсерватории Джодрелл-Бэнк и рассказавашая о результатах наблюдений на заседании Royal Astronomical Society 4 апреля, ставит под сомнение некоторые устоявшиеся представления о процессе формирования новых звезд.

"Сегодня все еще существует множество вопросов по поводу того, как рождаются массивные звезды, поскольку центры их формирования скрыты облаками пыли. Единственное излучение, способное проникнуть через эти облака, – это радиоволны, поэтому сеть MERLIN после ее модернизации дала нам первую возможность заглянуть в эти области и посмотреть, что же там на самом деле происходит", - уверена Харви-Смит.

Как прокомментировал NewsInfo руководитель отдела нестационарных звезд и звездной спектроскопии Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук Николай Николаевич Чугай, на самом деле "метанольные облака в межзвездном пространстве — это нередкое явление. И недавно обнаруженное облако нельзя назвать чем-то уникальным - это обычное, рядовое астрономическое явление. Этих облаков много в галактике".

"У данного молекулярного облака немного необычная структура, которая связана с областями звездообразования. Излучение этих облаков сродни лазерному эффекту, но только в радиочастотах. Обычно такие облака сопутствуют областям звездообразования. Для того, чтобы эти облака светились, как они светятся на молекулярных линиях, необходима высокая плотность, специфические температуры и весьма специфические условия возбуждения, т.е. наличие, скажем, некоторой горячей звезды. Поэтому обнаружение таких облаков является указанием на то, что в этом месте идет процесс звездообразования. Я не знаю, как была определена масса этого облака, но, возможно, оно, действительно, гигантское", - сказал Николай Чугай.

Что касается "алкогольной"  составляющей открытого облака, то несерьезно говоря, его нельзя "употребить", как того многим из нас хотелось бы (в силу ядовитости метилового спирта). И тем не менее, говорит российский астроном Николай Чугай,  непосредственно этанольные облака в космосе все же существуют, и, возможно, именно их и можно было бы "употребить".

Фото: bbc.co.uk, subbrit.org.uk и jive.nl.

tech