Курсы валют: USD 30/03 57.0241 0.0877 EUR 30/03 61.5347 -0.2755 Фондовые индексы: РТС 18:17 1123.05 -0.22% ММВБ 18:17 2020.99 -0.57%

Еще один шаг в сторону бессмертия

Наука | 27.03.2006

Напомним, стволовые клетки - это клетки, сохраняющие потенциал к развитию в разных направлениях, они способны дать начало многим, а в некоторых случаях всем типам клеток организма. Наиболее значимые функции СК – это обеспечение процессов роста и развития, а обновления (регенерация) органов и тканей взрослого организма. В регенерации органов и тканей участвуют два типа стволовых клеток - специализированные тканевые (дают начало клеткам только того типа ткани, в котором находятся, например, ростковый слой кожи или эпителий кишечника) и универсальные (например, стволовые клетки из костного мозга).

Превращение стволовой клетки в специализированную называется дифференцировкой. Это не одномоментное событие, а процесс. После асимметричного деления стволовой клетки поначалу возникает клетка-предшественник, которая в дальнейшем, обычно после еще нескольких делений постепенно превращается в полностью дифференцированную. До последнего времени различали эмбриональные стволовые клетки и стволовые клетки взрослых особей. Их главное отличие в том, что последние не могут дифференцироваться в любую клетку в отличие от эмбриональных клеток. Все клетки организма содержат полный набор генов, но лишь в эмбриональных стволовых клетках любой ген может быть активирован. Специализированные клетки эту способность утрачивают.

Результаты эксперимента предоставляют бесконечный источник новых стволовых клеток, по крайней мере, для мужчин. Герд Хазенфас с коллегами из Геттингенского Университета имени Георга-Августа на этой неделе в журнале Nature опубликовал статью, где описал свою работу. Немецкие учёные успешно провели биопсию стволовых клеток из семенников мыши, следующий планируемый этап эксперимента – поиск стволовых клеток в семенниках человека. Полученные клетки обладают почти всеми свойствами, характерными для эмбрионов. Учёные считают, что их исследования позволят ответить на множество вопросов, которые уже не первый год волнуют представителей научной среды и общества.

Группа немецких исследователей создала линию трансгенных мышей, у которых клетки, продуцирующие сперму, были помечены специальным флюорисцентным маркером. Каково же было удивление ученых, когда выяснилось, что около 0.3 % из всех наблюдаемых ими клеток оказались стволовыми!

Используя стандартные методики, на основе этих стволовых клеток учёные создали клеточную культуру. Хазенфас доказал, что эти  клетки могут превращаться в различные типы клеток (например, эпителиальные, нервные клетки; клетки сердца) в лабораторных условиях. Затем помеченные клетки были инъецированы в мышиные зародыши, как оказалось, 90% маркированных клеток участвовали в развитии тканей и органов мышей. Так учёные показали, что найденные стволовые клетки дифференцируются не только в пробирках. Однако окончательно не ясно, имеют ли клетки описанные выше способности в естественных условиях.

Впервые клетки, обладающие такими свойствами, были найдены Такаши Шинохара (Киотский Университет, Япония) у новорожденных мышат (два дня от роду). Он обнаружил клетки, способные дифференцироваться в различных направлениях. Однако его результаты не были столь эффектными. Многие специалисты пессимистичны в оценках открытия, они считают, что группа Герда Хассенфаса должна провести тесты на жизнеспособность клеток и окончательно подтвердить отсутствие старения среди колоний клеток. Их требования небезосновательны в свете недавнего скандала, когда группа южнокорейского учёного У Сук Хвана сфальсифицировала результаты.

Группа Хазенфасса намерена повторить свои эксперименты на людях и планирует добиться разрешения на использование клеток прооперированных пациентов или трупов. На сегодняшний день результаты проведённых экспериментов применимы только для мужчин, Шинохара рассказал, что ему не удавалось найти источник стволовых клеток у самок мышей, возможно, его просто нет.

По материалам  Nature.com, Medbiocomp.com и Stemcells.nih.gov.

Фото: Sfu.ca, Pub.ucsf.edu и Сriver.com