• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 18.10.2017 : 57.0861
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 18.10.2017 : 67.2988
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 18.10.2017 : 75.9074
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 18.10.2017 : 44.9896

Наука

После инфаркта сердце может восстановиться само

Инфаркт миокарда приводит к гибели большого количества клеток ткани сердца, в результате чего на месте пострадавших участков сердечной мышцы образуются рубцы. Они состоят из клеток соединительной ткани – так называемых "фибробластов". Все это приводит к истончению сердечной стенки и нарушению ритма и силы сердечных сокращений.

Ранее считалось, что восстановление сердца после повреждения невозможно, потому что зрелые клетки миокарда не способны делиться и давать начало новым. Однако американский учёный Кеннет Чин из Калифорнийского Университета в Сан-Диего и его коллеги оспаривают данное утверждение. "Сердце содержит клетки, способные делиться и созревать не только во время внутриутробного развития организма, но и после рождения человека", - говорят они.

Целью их исследования был поиск редко встречающихся во взрослом организме сердечных "клеток-предшественников". Они остаются невостребованными на ранних этапах развития сердечной ткани и сохраняют способность к делению и дифференцировке. В этих клетках содержится особый белок, являющийся продуктом гена, названного islet-1. Наличие этого белка и является признаком того, что данная клетка является "клеткой-предшественником".

Учёные наблюдали за развивающимся мышиным эмбрионом и провели параллель между клетками взрослого организма и эмбриональными клетками, из которых образовались сердечные ткани. Кеннету Чину и его коллегам удалось обнаружить "клетки-предшественники" и в человеческом сердце. Об этом сообщает журнал Nature.

Единственной причиной того, что "клетки-предшественники" не были открыты ранее, является их малочисленность. После рождения в сердце человека их остаётся всего несколько сотен, а с возрастом даже это незначительное число постепенно уменьшается.

В лабораторных условиях из нескольких сотен "клеток-предшественников", полученных от животных, учёным удалось вырастить миллионы зрелых клеток миокарда. В отличие от стволовых клеток, способных давать начало различным тканям организма и обладающих практически неисчерпаемым потенциалом к самообновлению, сердечные "клетки-предшественники" способны делиться ограниченное количество раз.

И те, и другие клетки могут быть успешно использованы для устранения последствий инфаркта миокарда. "Клетки-предшественники" точно так же могут быть пересажены в области сердца, пострадавшие в результате сердечного приступа.

Кеннет Чин и его коллеги считают, что сердечные клетки-предшественники обладают существенным преимуществом перед стволовыми. Ведь стволовые клетки способны превращаться в полноценные клетки миокарда только с применением дополнительных химических или гормональных стимулов.

К сожалению, в настоящее время проблема заключается в невозможности выделить достаточное количество "клеток-предшественников" для дальнейшего применения, но со временем учёные надеются преодолеть и этот барьер.

Светлана Лыжина

ВДВ против НАТО

Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, в город Приштина, целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина» британского подразделения KFOR, совершённый в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.