• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 92,366
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 99,5299

Секреты голубиной почты

Мы уже писали о том, что Хенрик Моуритцен (Henrick Mouritzen) и его коллеги из Ольденбургского Университета (Германия) обнаружили, так называемый, протеин криптохром, который позволяет птицам видеть магнитное поле земли. Данные об исследовании были опубликованы научном издании "Proceedings of the National Academy of Sciences". Ученые выяснили, что у перелетных птиц во время ночных перелетов на юг в клетках наблюдается высокая активность молекул криптохрома, которые служат доказательством возросшей нейронной активности. При этом ученые сделали акцент на том, что не стоит делать опрометчивых выводов. Дело в том, что предстоит еще целый ряд необходимых экспериментов, которые выяснят, насколько важную роль в процессе ориентации птиц играет криптохром.

И вот новые новости - на этот раз из Новой Зеландии. По сообщению [email protected], официально объявлено, что голуби обладают способностью возвращаться домой, благодаря тому, что буквально "чуют" клювом магнитные поля Земли. Главный секрет их впечатляющих навигационных талантов – крошечные магнитные частицы, расположенные в клюве. До этого существовали теории, объясняющие способности голубей ориентироваться в способности улавливать различные запахи в атмосфере и тем самым определять свое местоположение. Но последние исследования опровергли эту теорию.

По словам Кордулы Моры (Cordula Mora), проводившей недавние исследования в Окландском Университете (Новая Зеландия), сама по себе идея, что в клюве голубей содержатся магнитные частицы, не нова. Но проблема заключается в том, что пока эти частицы никто не видел даже с помощью микроскопа, настолько они малы. Однако эксперименты К. Моры по изучению поведения пернатых почтальонов служат лучшим фактором, свидетельствующим в пользу того, что голуби чувствуют магнитное поле Земли. Совместно со своими коллегами она обучила голубей различать магнитные поля, помещая их в деревянный тоннель с кормушками по обе стороны, на котором была закреплена электромагнитная катушка для создания магнитного поля.

Голубей тренировали лететь в один конец трубы при включенном магнитном поле, которое было отлично от естественного, и в другой конец при выключенном магнитном поле, то есть при естественном. "Я была приятно удивлена, - сообщает К. Мора. - Голуби очень быстро обучаются". Способности голубей падали, когда исследователи прикрепляли им на верхнюю часть клюва магниты, а также, если эта часть клюва была подвергнута анестезии. Этот факт, по сообщению журнала Nature, подтверждает теорию, что способности птиц зависят от наличия чувствительного к полям субстанции именно в этой области.

Следующей задачей стал поиск ответа на вопрос, каким образом магнетические сигналы поступают в мозг птиц. Когда исследователи перерезали глазную ветвь тройничного нерва, которая ведет от верхней части клюва к мозгу, то птицы не могли различать магнитные поля. Но если вместо этого был перерезан обонятельный нерв, который служит проводником для запахов, то птицы справлялись с заданиями также хорошо, что полностью дискредитирует теорию ориентирования по запаху.

Результаты данного эксперимента хорошо соотносятся с итогами другого исследования еще одного навигационного мастера – радужной форели. По оценке К. Моры, оба вида обладают системой, в которой сигналы от магнетических частиц передаются из носа к мозгу через тройничный нерв. В этом нет ничего удивительного, так как в организмах многих животных содержатся частицы железа. В настоящее время ученые активно пытаются их обнаружить. Но несмотря на то, что известно, где их искать, они остаются неуловимыми из-за маленького размера, а также потому, что другие биологические субстанции, например, кровь, содержат железо. К. Мора добавляет, что "нет необходимости в большой структуре рецепторов, потому что магнитное поле проникает сквозь ткани. Это как иголка в стоге сена".

Ольга Монина, по материалам западной прессы

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за "заигрывания" Армении с США

Посол РФ в Армении Сергей Копыркин заявил, что американцы не скрывают, что рассматривают тесные отношения с Арменией всего лишь в контексте противостояния с Россией. Действия Армении могут принести непоправимый ущерб русско-армянским отношениям.

Девять человек задержали в Таджикистане, все они подозреваются в связи с террористами из "Крокус Сити Холла"

Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана задержали девятерых людей, которые, возможно, причастны к теракту в "Крокусе".

Ученые рассказали о пользах правильно составленного завтрака

Завтрак играет ключевую роль в улучшении функционирования мозга и повышении уровня интеллекта человека.

Британский эксперт Бонд выделил самый полезный для здоровья чай

Британский эксперт Тим Бонд провел исследование различных видов чая и выявил, что молочный улун обладает наибольшей пищевой ценностью и полезен для здоровья человеческого организма.