• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 24.04.2024 : 93,2918
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 24.04.2024 : 99,5609

Увидеть магнитное поле и долететь

Ученые обнаружили в сетчатке глаз птиц рецепторы, которые реагируют на магнитные поля. Благодаря этим рецепторам в глазах птицы могут с высоты полета видеть землю. Долгие годы исследователи гадали, как, например, аистам удается в осенний сезон улетать на юг за тысячи километров от родного гнезда, а весной без проблем возвращаться назад. До настоящего момента существовали две теории, которые объясняли, почему птицы настолько хорошо ориентируются. Напомним, что некоторые виды птиц во время сезонных перелетов для того, чтобы вывести птенцов, перелетают с одного полюса земли на другой, а потов вновь возвращаются назад. Согласно первой теории, в клетках тела птиц содержатся магнитные частицы, благодаря которым пернатые ориентируются в пространстве. Вторая теория базировалась на предположении, что существуют фоторецепторы, биохимическим образом реагирующие на магнитные поля.

По сообщению Spiegel-ONLINE, группа ученых из Ольденбургского Университета (Германия) доказала достоверность второго тезиса. Хенрик Моуритцен (Henrick Mouritzen) и его коллеги обнаружили, так называемый, протеин криптохром, который позволяет птицам видеть магнитное поле земли. Данные об исследовании были опубликованы научном издании «Proceedings of the National Academy of Sciences». Создав необходимые условия, ученые выяснили, что у перелетных птиц во время ночных перелетов на юг в клетках наблюдается высокая активность молекул криптохрома, которые служат доказательством возросшей нейронной активности. Изучение тех видов птиц, которые в отличие от перелетных птиц не отправляются дважды в год в сезонные перелеты, показало, что в сетчатке их глаз в темное время суток наблюдалась заметно более низкая нейронная активность.

По мнению ученых полученные результаты экспериментов служат доказательством того, что способность перелетных птиц ориентироваться в пространстве зависит от протеина криптохрома, который позволяет птицам видеть магнитное поле земли. Еще весной этого года в пользу данной гипотезы высказывались ученые из США и Германии, делавшие акцент на том, что именно тезис о фоторецепторах является верным. Эксперименты с быстро меняющимися магнитными полями показали, что биохимические реакции для перелетных птиц имеют более важное значение, чем физические эффекты. Например, слабое и быстро меняющееся магнитное поле мешало ориентации птиц в пространстве, потому что магнитный материал, содержащийся в клетках пернатых, не мог столь быстро реагировать на изменения. Дальнейшие эксперименты показали, что осциллирующие поля влияют на химические реакции, протекающие в организме птиц.

При этом ученые считают, что пока не стоит делать опрометчивых выводов. Дело в том, что предстоит еще целый ряд необходимых экспериментов, которые выяснят, насколько важную роль в процессе ориентации птиц играет криптохром.

По материалам западной прессы

Запад считает, что помощь США никак не поможет положению ВСУ

Максимум, что можно сделать – только слегка укрепить ресурсы Киева.

Парализованный мужчина в Китае смог написать иероглифы с помощью нейроимплантов

Китайский ученый в возрасте 76 лет смог написать иероглифы с помощью нейроимплантов, вживленных в его мозг.

Хирург Александр Умнов предупредил о вреде чрезмерного употребления бутербродов с колбасой

Хирург Александр Умнов отметил, что бутерброды с колбасой могут привести к ожирению и мочекаменной болезни.

Делегации иностранных академий наук ожидаются в России в мае

Российская академия наук (РАН) под руководством президента Геннадия Красникова активно укрепляет свою международную роль, поддерживая важные контакты с академиями других стран.