• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 16.11.2018 : 66,6159
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 16.11.2018 : 75,5358

Мечта лентяев

Для того чтобы учиться во сне, головной мозг человека использует активную деятельность миллионов нейронов, которые подобно футбольным фанатам, одновременно поднимающим руки и создающим волну, сопровождаемую криками оле-оле, посылают мощный электрический импульс, который связывает отдельные клетки в единое целое. Такие мозговые электрические волны – типичное явление для фазы глубокого сна. Команда ученых из разных стран, согласно сообщению журнала Spiegel, обнаружила, что у тех людей, которые отличаются высокой обучаемостью и успехами в учебе, характерны особенно длинные волны.

Согласно оценке автора исследования Рето Хабера (Reto Huber) из Висконсинского Университета в штате Мэдисон (США), медленные мозговые волны на базе электрического импульса способствуют закреплению в памяти свежеусвоенной информации. В ходе эксперимента 12 участникам были предложены компьютерные тесты. Во время выполнения заданий испытуемые должны были кликать курсором по особым целям. При этом программа работала так, что во время выполнения задания компьютер менял самостоятельно движение курсора и принимающим участие в эксперименте людям приходилось самостоятельно компенсировать эти недочеты. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature.

Впоследствии Р. Хабер с помощью магнитной томографии измерил активность мозга участников эксперимента. Результаты показали, что в тот участок мозга, который отвечал за решение задачи, поставленной перед испытуемыми, отличался высокой активностью мозговых электрических волн. Причем, те, чьи результаты были самыми лучшими, в течение ночного сна демонстрировали самые большие потоки таких импульсов.

Некоторые исследователи, занимающиеся изучением природы сна, предположили, что ночная деятельность мозга позволяет мозгу структурировать и обрабатывать полученные накануне знания. Например, те нервные соединения, которые нужны или важны, будут сохранены и усилены, а те, которые признаются лишними, будут стерты. В настоящее время гипотеза о том, что обучение во время сна возможно, признана действительной. Во всяком случае, американские ученые уже в октябре 2003 года сообщили, что в ходе контрольного эксперимента испытуемые лучше распознавали слова, нечетко воспроизведенные разговаривающим компьютером, после сна лучше, чем без него. Правда, ученые утверждают, что появление методик позволяющих усваивать новые знания в процессе сна, а также закрепление имеющихся требует большого количества разного рода дополнительных исследований возможностей человеческого мозга.

Алексей Аксакалов