• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 92,366
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 99,5299

Долгие годы жизни путем голодовки?

Научное изучение голодания началось с 19 века. Учеными было установлено, что при голодании жизнь организма известное время поддерживается за счёт запаса питательного материала, в первую очередь жира, а также продуктов, которые освобождаются при постепенной атрофии тканей организма. Считается, что к моменту смерти разрушается до 50% от исходного количества белка. Образование энергии в течение процесса голодания постепенно понижается. Продолжительность жизни при голодании зависит от массы тела, возраста, пола, расхода энергии и от индивидуальных особенностей организма.

В тридцатые годы мысль о голодании вероятно была навеяна тяжелыми последствиями Первой мировой войны, а также экономического кризиса. В настоящее время в западном мире политико-экономическая ситуация более оптимистична, а по сравнению с развивающимися странами, благополучна, но мысли о голодании, как о чудодейственном средстве, до сих пор посещают умы ученых всего мира. На этот раз лавры исследователей методик голодания у немецких ученых решили забрать американские коллеги. Причем, на поиски истины были брошены лучшие силы американской науки. Команда ученых из Массачусетского Технологического Университета, а также из Гарвардской Школы Медицины параллельно занимались этим вопросом.

Перед учеными стояла сложная задача определить, существует ли корреляция между ограничениями в потреблении пищи и замедлением процессов старения на молекулярном уровне. Вообще, в США сейчас настоящий бум под кодовым называнием "ограничь число калорий", рекламу подобного рода гоняют каждый день по ТВ, в закусочных стали предлагать гамбургеры без булочек в индивидуальной упаковке или листья салата, а пивные концерны соревнуются, в чьем пиве меньше углеводов. Долгое время считалось, что когда человек ограничивает себя в потреблении пищи, то его организм вырабатывает меньше вредных соединений, прежде всего, тех, которые приводят к, так называемому, оксидативному стрессу. Также считалось, что чем меньше продуктов распада химических реакций, составляющих основу биохимических процессов, особенно, обмена веществ, тем больше шансов у организма сберечь свои жизненные ресурсы, то есть не стареть.

В настоящее время стало известно, что когда человек голодает, то в организме постепенно начинают проявляться ужасающие последствия. Особенно активно этот процесс начинает идти, когда норма потребляемых калорий падает в 2 раза. Человеческий организм обладает особым резервом, для истощения которого требуется голодать месяц. Голодание считается полным, если в организм поступает только вода, а неполным, если недостаточно по отношению к общему расходу энергии поступает пищи, и абсолютным, когда в организм не поступает ни пищи, ни воды. Общее образование энергии в течение голодания постепенно понижается. Предельным сроком голодания для человека считается 65-70 суток, но при абсолютном всего лишь несколько дней. Но изменения, которые возникают в конечном результате, весьма стойкие, а для того, чтобы восстановиться организму потребуется гораздо больше времени, чем было потрачено в процессе планомерного истощения. Но есть один принципиальный момент, дело в том, что голодание, помимо стресса, вызывает, так называемую, цепь каскадных химических реакций, затрагивающих, в первую очередь, процессы обмена веществ.

До сих пор ученые не могли похвастаться доскональными знаниями обо всех процессах, протекающих при голодании. Несколько лет тому назад у грибов был обнаружен ген, получивший название Sir2. Оказалось, что у животных (млекопитающих) имеется аналог данного гена - Sirt1. Многочисленные эксперименты показали, что голод вызывает активацию данного гена. Но какое отношение имеет данный ген к защите организма от старения, а также что именно происходит в клетках, оставалось тайной покрытой мраком.

Некоторые признаки указывали на то, что ген неким образом положительно влияет на стабильность генома и тем самым снижает потери, которые получает организм в результате жизнедеятельности. Ряд экспериментов показал, что Sirt1 способствует производству энзимов, то есть биологических катализаторов, которые продлевают жизнь клеток. А также деактивирует действие внутриклеточных процессов, которые приводят к развитию онкологических заболеваний. Правда, полной картины до сих пор нет, пока ученые работают над данной проблемой.

Возможно, все поступающая новая информация может еще более запутать и без того сложную ситуацию. Например, в журнале "Nature" был опубликован материал, в котором освещался такой аспект изучаемой проблемы, как жировой обмен, который напрямую связан с процессами старения.

Ученые проводили эксперименты с клетками мышей, в ходе которых стало ясно, что Sirt1 играет ключевую роль в образовании и распаде жиров. Если данный ген обладает активным действием, то последствия, которые вызваны жировым распадом, могут быть уменьшены. Использование полученных знаний может помочь медикам в борьбе с такими заболеваниями, как диабет и артериосклероз.

Таким образом, в настоящее время ученым более близка теория, что сбрасывание лишнего жира - это первый шаг к долгой жизни. Правда, согласно мнению журнала "Nature", ученым еще предстоит ответить на вопрос, почему те мыши, которые получали нормальное питание, прожили примерно столько же, сколько их товарищи по экспериментам, которые находились в состоянии продолжительного голодного стресса.

Алексей Аксакалов

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за "заигрывания" Армении с США

Посол РФ в Армении Сергей Копыркин заявил, что американцы не скрывают, что рассматривают тесные отношения с Арменией всего лишь в контексте противостояния с Россией. Действия Армении могут принести непоправимый ущерб русско-армянским отношениям.

Девять человек задержали в Таджикистане, все они подозреваются в связи с террористами из "Крокус Сити Холла"

Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана задержали девятерых людей, которые, возможно, причастны к теракту в "Крокусе".

Ученые рассказали о пользах правильно составленного завтрака

Завтрак играет ключевую роль в улучшении функционирования мозга и повышении уровня интеллекта человека.

Британский эксперт Бонд выделил самый полезный для здоровья чай

Британский эксперт Тим Бонд провел исследование различных видов чая и выявил, что молочный улун обладает наибольшей пищевой ценностью и полезен для здоровья человеческого организма.