• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Геном друга человека

Никто не скажет точно, когда именно человек приручил собаку. Утверждают, что это произошло, чуть ли не 29 000 лет тому назад, когда Homo Sapience соседствовал с неандертальцами. Причем, как показали последние исследования, неандертальцы были абсолютно отдельным видом – общих генов с ними у человека не обнаружено. Правда, в большинстве случаев ученые склоняются к цифре 14 000 лет в качестве срока давности одомашнивания собак. Причем, процессу одомашнивания предшествовал период дружеского контакта. И сколько он длился ученым сказать не под силу.

Неудивительно, что как только генетики освоили процесс расшифровки генома, собаки не остались в стороне. В мае 2003 года в Институте генных исследований им. Крейга Вентера (США) стартовал государственный проект по расшифровке наследственного материала собак. Генетической Белкой и Стрелкой в одном флаконе стал пудель по кличке Тень. Но эта первая попытка была расценена впоследствии научным миром, как не очень удачная, так как в ее ходе были допущены грубые ошибки. Платой за поспешность стал неточный взгляд на научную проблему, таково было мнение большинства генетиков. Следующим на очереди стало исследование, проведенное другим институтом – Иститутом им. Вайтхеда (Массачусетс). Именно это исследование было признано эффективным и успешным. В его ходе удалось расшифровать 95% генома собаки. На этот раз вместо пуделя взяли боксера – суку по кличке Таша. Керстин Линдблад-То, куратор проекта из Министерства здравоохранения США, заявила, что порода боксер была выбрана из более чем 60 пород, как наиболее генетически соответствующая в силу своей гомогенности, или однородности.

Так за чем ученым понадобилась расшифровка генетического кода собаки? Дело в том, что полученные знания необходимы для современной медицины. Прежде всего, многие болезни одинаково протекают как у человека, так и собаки, особенно много общего у человека и его четвероногих собратьев в области психологии, анамнеза и терапии. Причем, по мнению ученых, собака обладает в генетическом плане рядом неоспоримых преимуществ. И в первую очередь медиков интересует эти особенности применительно к лечению раковых заболеваний. Например, в Центре Исследований рака (Сиеттл) создана специальная группа, тесно сотрудничающая с генетиками, занимающимися «собачьими проблемами». По мнению онкологов, несмотря на кажущуюся необычность данного подхода к лечению рака, он может оказаться более чем эффективным.

Благодаря многовековой селекционной практике гены собак унифицированы. Всего существует около 300 видов. Среди них есть и чуху-хуа размером с ладошку и доги – с теленка. Причем, зачастую глядя на пекинеса и ирландского волкодава не всегда легко поверить, что и тот, и другой равным образом принадлежат собачьему племени. Среди всех существующих животных на планете собака принадлежит к наиболее яркому по видовым различиям. Конечно, такое разнообразие было достигнуто из-за активнейшего вмешательства человека. Правда, в этом есть и печальный аспект важный для науки в исследовательском плане. Собаки держат первенство по числу генетических нарушений и наследственных болезней. Таковы последствия постоянного скрещивания ради выведения новых пород.

В настоящее время насчитывается около 360 болезней, вызванных генетическими мутациями. Изучение генетических особенностей у собак поможет лечить целый ряд заболеваний, в первую очередь, связанных с генетических вырождением.

Не один вид среди животных из группы не человекообразных не близок к человеку, настолько же, как собаки. Половина генетических дефектов, имеющихся у этих животных, совпадает с теми, что имеются в наличии у человека. Например, классический пример: глазная болезнь, при которой происходит постепенная потеря зрения в результате негативных процессов в сетчатке. У людей она носит название Retinitis pigmentosa, а у собак – прогрессирующая атрофия ретины. К данному заболеванию ведет до 100 различных генетических факторов. Причем, у человека исследование заболевания осложнено многообразием причин. А у собак дело обстоит следующим образом: у каждого вида существует собственный генетический дефект, отвечающий за данное заболевание. Именно это упрощает процедуру поиска лечения.

Такая же схема работает и при других заболеваниях. Разные виды рака, заболевания сердечно-сосудистой системы, эпилепсия и глухота чаще всего тесно связаны с тем или иным видом собак. Таким образом, собака становится привлекательной моделью для медицины, направленной на проблемы здоровья человека. Генетики работают в настоящее время над созданием сетки генетических маркеров из 38 хромосом собаки, чтобы идентифицировать «больные» гены. К сожалению, не все гены с дефектом обнаруживаются также легко как в случае с заболеванием глаз, когда причина кроется в неправильном строении молекулы протеина. Пока команда ученых взяла около 3270 маркеров у собак и определила их расположение в геноме. В первую очередь, ученых интересовали те маркеры, наличие которых приводит к генетическим заболеваниям. Локализация дефективных генов играет важную роль в последующем определении их взаимодействия со здоровыми генами и отягощения наследственности.

Кроме медицинских целей расшифровка генома собаки помогла ответить на вопрос о генетическом происхождении данного вида. Причем, для определения возникновения собаки как вида использовались отдельные кусочки цепи ДНК. В настоящее время ученые считают, что главным предком современных собак стали волки, обитавшие раньше на Ближнем Востоке.

Алексей Аксакалов

Компания Kia представила на автосалоне в Нью-Йорке новый хэтчбек Kia K4 5DR

Kia K4 5DR является преемником седана Forte, известного также как Cerato на некоторых рынках.

Передачи Владимира Соловьева были заблокированы на территории Армении

Зам министра высокотехнологической промышленности Армении Авет Погосян сообщил на страничке в соцсети, что две программы российского журналиста и телеведущего Владимира Соловьёва были заблокированы. Речь идёт об авторских проектах "Вечер с Владимиром Соловьевым" и "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым".

Предсказать точную дату релиза GTA 6 слишком проблематично на данный момент, сказал Джейсон Шрайер

Игровой журналист Джейсон Шрайер пока не видит причин, почему игра от студии Rockstar games GTA 6 должна выйти с задержкой. По мнению журналиста, все игры могут быть подвержены задержке перед самим релизом.

Ученые выяснили, что искусственный интеллект может прогнозировать риск смертельных аритмий

Доктор Баркер и его команда разработали инструмент искусственного интеллекта, который правильно определил состояние пациентов в 80% случаев.