• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 26.07.2017 : 59.9102
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 26.07.2017 : 78.057
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 26.07.2017 : 47.335

Наука

Киев отрезал «Антонову» крылья

Ликвидация легендарного авиаконцерна, жемчужины советского самолетостроения, предприятия с 70-летней историей – дело двух месяцев.

«Яки» спасут авиацию России от утечки кадров

КБ им. Яковлева доработало Як-130, на котором пилоты готовятся к полетам на Су-30, и «самолет пионеров» Як-152.

Космические старатели

NewsInfo: Прошла новость со ссылкой на Гарвардский астрофизический центр, что обнаружили звезду с алмазной сердцевиной. Такое на самом деле возможно, или это всё выдумка журналистов?

Владимир Сурдин: Там вот в чём дело. Каждая звезда в конце своей жизни сбрасывает оболочку и оставляет от себя только ядро, внутреннюю часть. В данном случае речь идёт о звезде, ядро которой превратилось почти в чистый углерод и по прошествии времени остыло, сжалось и превратилось в так называемый «белый карлик» – остаток эволюции довольно массивной звезды. Условия в нём таковы, что на определённой глубине в этой звезде углерод может кристаллизоваться и принимать форму алмаза.

NewsInfo: То есть там внутри действительно огромный алмаз?

Владимир Сурдин: В данном случае американцам вроде бы удалось это подтвердить. Они наблюдали пульсации звезды и по ним как по сейсмограммам сделали выводы. Когда изучают землю, то используют сейсмограф – точно так же по пульсациям звезды можно узнать, что у неё внутри, какое вещество. Им кажется, что внутри этого «белого карлика» действительно алмазная сердцевина, или хотя бы оболочка. На определённой глубине, возможно, вещество частично перешло в кристаллическое состояние.

NewsInfo: Значит, там либо огромный алмаз, либо алмазный слой в глубине? И такое возможно?

Владимир Сурдин: Конечно, возможно. Дело в том, что условия в «белых карликах» не имеют ничего общего с Землёй. Если на Земле алмаз может вырастать в сравнительно мелкие кристаллы – в тех местах, где высокая концентрация углерода и высокое давление под поверхностью Земли – то в «белом карлике» почти чистый углерод и идеальные условия для кристаллизации. И там алмазная кора может быть единой кристаллической, монолитной, охватывающей всю звезду. Это вполне возможно.

NewsInfo: А «50 световых лет», это очень далеко от нас?

Владимир Сурдин: 50 лет свет будет путешествовать от этой звёздочки до нас. Это немного, это в окрестностях Солнца. Ближайшие звёзды удалены от нас на 5-10 световых лет. Так что 50 – это следующий эшелон, соседи.

NewsInfo: А таких звёзд с алмазами внутри много может быть?

Владимир Сурдин: Если подтвердится, что этот «белый карлик» именно такой, как рассказывают американские учёные, то значит, много. Потому что этот типичный. Так подробно ещё не исследовали ни один «белый карлик». И если на этом столько алмазов, то и на любом другом. Не на любом, конечно – не каждый состоит из углерода – но, скажем, на одном из десяти будут примерно такие же условия.

NewsInfo: А в принципе, гипотетически, через какое-то время мы сможем туда долететь?

Владимир Сурдин: Гипотетически. Пока таких технологий на Земле не существует, которые позволили бы быстро долететь, хотя бы лет за 50. Есть технологии, которые теоретически позволяют за 50 лет долететь до ближайшей к нам звезды. Она находится на расстоянии чуть больше четырёх световых лет от нас. А если надо покрыть расстояние в 50 световых лет, считайте сами, сколько времени это займёт.

NewsInfo: А в далёком будущем? Какое-то промышленное значение такие открытия могут иметь? Мы сможем добывать эти гигантские алмазы?

Владимир Сурдин: Нет, вы же их оттуда не вытащите никакими силами.

NewsInfo: Почему?

Владимир Сурдин: Потому что близко подлетать к «белому карлику» нельзя. Гравитация очень большая, съест он Вас и не выпустит.

Беседовала Лыжина Светлана