Курсы валют: USD 26/05 56.0701 -0.2042 EUR 26/05 63.0116 0.0913 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.52 -0.37% ММВБ 18:50 1947.26 -0.24%

Свиньи - мученики науки

Общество | 13.12.2003

Генетически модифицированные свиньи, от которых в недалеком будущем хотят брать органы на пересадку, отличаются от своих собратьев набором генов. Их визитной карточкой является отсутствие гена GGTA1, который приводит к агрессивной реакции и последующему отторжению чужых тканей. В этом году 8 подопытным павианам были пересажены почки свиней. Эксперимент проводила команда ученых во главе с Девидом Саксом из Массачусетского Госпиталя в Кэмбридже.

Сам эксперимент, подготовка к которому велась с 2002 года, признан успешным: подопытные животные прожили около 80 дней. Лучших результатов ученые добивались только при пересадке органов в рамках одного биологического вида. Главным в эксперименте считается то, что он демонстрирует возможность использования органов генетически модифицированных свиней, избежав негативной реакции иммунной системы человека. Как у людей, так и у обезьян имеется целый арсенал антител, именно эти антитела, распознавая «чужих» атакуют, и нужный человеку орган отторгается. По мнению английских специалистов-иммунологов, Саксу удалось доказать, что организм человека способен принять орган животного.

Несмотря на то, что 81 день жизни с органом свиньи для павиана рекорд, Сакс не собирается останавливаться на достигнутом. По его мнению, это только самое начало экспериментов, которые впоследствии должны решить проблему донорских органов. Результаты своих экспериментов Сакс представил на недавно прошедшем конгрессе по ксенотрансплантологии в Глазго.

Независимо от Сакса данной проблемой занимается команда Девида Айраса. Американцы параллельно пришли к таким же выводам. В частности они обнаружили уникальность свиней, лишенных гена GGTA1. Причем. Данные исследования финансирует печально известная по случаю с клонированной овечкой Долли PPL Therapeutics. Видимо, решили сменить направление финансирования на более перспективное.

Медики надеются, что использование органов животных, в частности, генетически модифицированных свиней могут решить очень сложную ситуацию складывающуюся вокруг нехватки органов для трансплантологии. Слишком высокий спрос приводит к тому, что люди годами ждут подходящего донора. Кроме того, известны ужасные случаи, так называемой «черной трансплантологии», когда у безграмотных деревенских жителей Молдовии покупали почки, убеждая их в том, что якобы одна дублирует вторую, и поэтому можно прекрасно жить с одной почкой вместо двух. Причем, стоимость почки ровнялась, чуть ли не 1000 долларов. Использование органов животных могло бы свести на нет такую порочную практику.

Существует опасность, что использование органов все тех же свиней может привести к тому, что люди могут получить новые вирусы, животного происхождения. Кроме того, есть еще один вопрос - этического характера, насколько это гуманно использовать животных в качестве «конструктора» для нужд человечества. Правда, на такие темы, скорее всего, будут дискутировать те люди, чья жизнь или жизнь их близких не зависит от пересадки органов. Просто для многих чужой орган – это единственный шанс на жизнь.

В нашей стране подобного рода экспериментов не ведут, так как не хватает финансирования. Но эксперименты западных коллег они восприняли с энтузиазмом. По мнению российских специалистов, если удастся избежать таких последствий вроде неизвестных вирусов, то человечество совершит прорыв в научной деятельности и сможет решить одну из важнейших медицинских проблем нехватки органов.

По материалам он-лайн ресурса Nature Science Update