Курсы валют: USD 18/01 59.4015 -0.2052 EUR 18/01 63.2864 0.0556 Фондовые индексы: РТС 16:18 1158.45 0.64% ММВБ 16:17 2176.11 -0.59%

МЫ и ОБЩЕСТВО: Что у вас на уме, теперь можно читать и редактировать - 6 октября 2003 г.

Общество | 06.10.2003

Ученые нашли белок, работая с дрозофилой и выведя две генетически различные линии плодовой мушки. У одной уровень содержания нового белка весьма повышен, а другая почти лишена его. Дрозофил обучали, подавая на них струйку воздуха с различными ароматами, причем подача одного из запахов сопровождалась слабым ударом электрического тока. Оказалось, что мухи с нормальным содержанием белка памяти обучаются избегать опасного запаха за десять ударов, с низким содержанием – вообще не могут выработать такой рефлекс, а с очень высоким содержанием – запоминают опасный запах моментально, уже после одного удара. И помнят это всю свою короткую жизнь.

Авторы открытия предполагают, что белок памяти включает в нейронах мозга гены, необходимые для отращивания новых контактов с другими нейронами. Этот процесс и происходит при запоминании, а новый белок делает его почти моментальным. Открытие может привести к очень важным последствиям. Есть все основания предполагать, что белок памяти у человека не отличается по составу от того, который работает в мушиных мозгах. Теперь очередная задача биохимиков состоит в том, чтобы найти вещество, способное стимулировать выработку белка памяти в мозгу человека, и они говорят, что уже близки к решению этой задачи. После проглатывания создаваемой ими таблетки, ускорение памяти будет держаться несколько часов, а затем уровень белка памяти вернется к норме. Но в эти несколько часов человек будет все запоминать с одного раза.

Правда, у открытия могут быть и отрицательные последствия. Ведь эволюция, видимо недаром сделала повторение матерью учения. Вы запоминаете только то, что хотите запомнить, например формулу или стихотворение. Человек, проглотивший таблетку памяти, начнет запоминать все подряд: надписи мелким шрифтом на пачке печенья, с которым пил чай, разговор, случайно услышанный в трамвае или длинные титры в конце кинофильма. Все эти мелочи отложатся в мозгу навсегда, хочет он этого или нет.

До клинических испытаний, скорее всего, еще понадобится несколько лет. Наверное, это лекарство будут прописывать только людям, с какими – то нарушениями памяти, а не абитуриентам перед экзаменами.

Рамзи Джавадов